С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест заменена на новую процедуру – специальную оценку условий труда в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 года. При этом также должна формироваться комиссия, которая изменила свой состав. Подробнее .

Специалист по охране труда – еще одна значительная фигура. В их обязанности входит формирование необходимой нормативной базы документов ( , штатное расписание, инструкции по охране труда и т.д.).

Радикальных изменений в составе аттестационной комиссии не произошло. В соответствии с принятым порядком, в состав комиссии входят: представители работодателя, представитель профсоюзной организации, специалист по охране труда, представители аттестующей организации. Обязанности специалистов остались также прежними. Единственное изменение – , для которой также, в свою очередь, предусмотрены следующие перемены в предоставлении услуг. Организация должна выступать в качестве юридического лица, которое привлекается к участию в аттестации на независимых началах. Беспристрастность интересов между подобной организацией и хозяйственной деятельностью работодателя очень важна в процессе аттестации. Работа всех аттестующих организаций стала одной из центральных тем в области охраны труда. Как результат – новый порядок ведения их деятельности, правила по аккредитации испытательных лабораторий, регистрации инструментальной базы. Заниматься вопросами АРМ имеют право только те организации, которые получили аккредитацию в соответствии с Приказом № 205н (ред. от 22.11.2011 г.) и внесены в реестр аттестующих организаций, имеющих право оказывать услуги в области охраны труда. Чтобы получить аккредитацию, для начала им необходимо будет аттестовать испытательную лабораторию (ее наличие в каждой организации обязательно), для которой в свою очередь необходима укомплектованная приборная база и . Не каждая организация может пройти столь сложную цепочку действий. Но те, кто действительно нацелен на результат, на объективный результат, хотелось бы подчеркнуть это слово, проходят все испытания и на них действительно можно положиться. При проведении замеров, при оценке существующих условий, организация обязана обосновывать выводы. Работодатель не должен препятствовать ее действиям, обязан предоставлять всю необходимую запрашиваемую информацию.

У микропредприятий малого бизнеса не всегда имеется в наличии столь обширный состав специалистов разных областей. В таком случае, к примеру, тот же самый специалист по охране труда может привлекаться со стороны по гражданско-правовому договору.

Комиссия по аттестации рабочих мест утверждается работодателем на основе , который также считается отправной точкой начала работ по оценке влияния факторов производственной среды на рабочее место. В нем определяются обязанности аттестационной комиссии на основе существующего порядка, которые заключаются в следующем:

  • осуществление руководства и организации контроля над проведением АРМ;
  • формирование всех необходимых документов;
  • составление перечня рабочих мест с выделением аналогичных и

подскажите, пожалуйста, при проведении аттестации работников предприятия создается комиссия по аттестации. Должны ли быть аттестованы члены аттестационной комиссии?

Ответ

Ответ на вопрос:

Как мы понимаем в вопросе речь про аттестацию работников на соответствие занимаемой должности.

В таком случае - нет, не должны.

Положение об аттестации - это локальный документ организации (ст. 8 ТК РФ). Типовой формы документа законодательством не предусмотрено, поэтому Положение об аттестации можно составить в . При его разработке за основу следует взять Положение, утвержденное постановлением ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР от 5 октября 1973 г. № 470/267.

 требования к квалификации сотрудников (например, выполнение норм труда, соблюдение трудовой дисциплины и т. п.). Такие требования можно установить на основе Квалификационного справочника, утвержденного постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37 (письмо Роструда от 30 апреля 2008 г. № 1028-с), профстандартов;

должности сотрудников, знания которых будут проверяться на аттестации;

порядок формирования аттестационной комиссии ;

 процедуру аттестации;

Состав комиссии может быть любым. Обычно в нее входят руководители отделов, сотрудник отдела кадров. Если в организации есть профсоюз, его представитель обязательно входит в состав комиссии (ст. 82 ТК РФ).

В Положении указано, что для проведения аттестации руководитель предприятия, организации приказом назначает аттестационную комиссию (председателя, секретаря и членов комиссии) из числа руководящих работников, высококвалифицированных специалистов . В состав комиссии входят также представители партийной, профсоюзной и комсомольской организаций.

Аттестация таких специалистов (членов комиссий) не требуется.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как провести аттестацию сотрудников

Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Цель аттестации

Для чего нужна аттестация сотрудников

Положение об аттестации

Как оформить Положение об аттестации сотрудников

Положение об аттестации- это локальный документ организации (ст. 8 ТК РФ). Типовой формы документа законодательством не предусмотрено, поэтому Положение об аттестации можно составить в . При его разработке за основу можно взятьПоложение, утвержденное постановлением ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР от 5 октября 1973 г. № 470/267.

Как правило, в Положении указывают:

 требования к квалификации сотрудников (например, выполнение норм труда, соблюдение трудовой дисциплины и т. п.). Такие требования можно установить на основе Квалификационного справочника, утвержденного постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37 (письмо Роструда от 30 апреля 2008 г. № 1028-с);

 должности сотрудников, знания которых будут проверяться на аттестации;

 порядок проведения плановых и внеочередных аттестаций;

 порядок формирования аттестационной комиссии;

 процедуру аттестации;

 оформление результатов аттестаций (порядок ведения протокола заседания аттестационной комиссии, оформления приказа по итогам аттестации и т. п.).

Положение об аттестации вводится в действие приказом руководителя организации. После того как положение вступит в силу, с ним нужно ознакомить под роспись всех работающих сотрудников и каждого нового сотрудника при приеме на работу (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

Вышестоящим ведомством может быть установлено ограничение по проведению аттестации некоторых категорий сотрудников. Например, пунктом 22 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276, установлено, что в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях аттестации не подлежат:

 педагогические работники, имеющие квалификационные категории;

 сотрудники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;

 беременные женщины;

 женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;

 педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет;

 сотрудники, отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с болезнью.

Аттестация по инициативе работодателя

Можно ли провести аттестацию сотрудника по инициативе организации

Если аттестация не является обязательной, но работодатель планирует ее проведение, обязанность сотрудника проходить аттестацию следует закрепить в трудовом договоре. Трудовой кодекс РФ не предусматривает каких-либо ограничений по проведению аттестации работодателем. Это значит, что аттестация может быть проведена в отношении любых категорий сотрудников. Вместе с тем, работодатель может установить такие ограничения самостоятельно, например освободить от аттестации беременных женщин.

Аттестация по инициативе сотрудника

Можно ли провести аттестацию сотрудника по инициативе самого сотрудника

Если инициатором проведения аттестации выступает сотрудник, он подает заявление.

В коммерческих организациях

Форма заявления сотрудника о проведении аттестации законодательством не установлена, поэтому его можно составить в .

В государственных и муниципальных учреждениях

Форма заявления о проведении аттестации сотрудников может быть установлена (рекомендована) вышестоящим ведомством. В частности, для аттестации педагогических работников форма заявления рекомендована Минобрнауки России и доведена в письме от 18 августа 2010 г. № 03-52/46.

Кроме того, на основе рекомендованных форм региональными ведомствами могут быть разработаны бланки заявлений () для учреждений субъектов РФ (муниципальных учреждений). Например, для педагогических работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга форма заявления установлена распоряжением Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга от 31 декабря 2010 г. № 2323-р.

Решение о проведении аттестации

Каким документом нужно оформить решение о проведении аттестации сотрудников в организации

Любую аттестацию начните с принятия решения о ее проведении. Такое решение должен принять руководитель организации или сотрудник, в чьей компетенции находится назначение аттестации. Решение оформите приказом. В него включите информацию:

 о сроках (графике) и месте проведения аттестации;

 о круге сотрудников, подлежащих аттестации;

 о назначении аттестационной комиссии или о сроках ее формирования (назначения или избрания, если комиссия избирается);

 если аттестация внеочередная об основаниях проведения аттестации.

Приказом также могут возлагаться обязанности (например, на руководителей подразделений):

 по подготовке документов для проведения аттестации;

 по подготовке и передаче в аттестационную комиссию сведений о том, кто из сотрудников и когда повышал квалификацию, аттестационных листов по предыдущей аттестации и т. п.

Состав аттестационной комиссии

Кто может входить в состав аттестационной комиссии при проведении аттестации сотрудников

Состав комиссии может быть любым. Обычно в нее входят руководители отделов, сотрудник отдела кадров. Если в организации есть профсоюз, его представитель обязательно входит в состав комиссии (ст. 82 ТК РФ).

Извещение сотрудников

Как уведомить сотрудников о проведении в организации аттестации

О намечающейся аттестации известите сотрудников заранее. Это можно сделать письменно, например, через руководителя отдела.

Совет: перед аттестацией проверьте, прописаны ли должностные обязанности сотрудников в соответствующем документе. Как правило, эти сведения указывают либо в трудовом договоре с сотрудником, либо в его должностной инструкции.

Если возникнет трудовой спор и у организации не окажется документа, в котором прописаны должностные обязанности сотрудника, суд может признать результаты аттестации недействительными. Нельзя сделать вывод о соответствии или несоответствии сотрудника занимаемой должности, не имея четких критериев оценки.

Порядок проведения аттестации

В какой форме организация может провести аттестацию сотрудников

Аттестацию проводите в том порядке, который прописан в Положении. Это может быть письменное тестирование, собеседование, письменный экзамен, практическое занятие и т. п.

Оформление результатов аттестации

Как оформить результаты проведенной в организации аттестации сотрудников

По результатам аттестации комиссия выносит решение о соответствии или несоответствии сотрудника занимаемой должности. Мотивированное решение отразите в аттестационном листе (протоколе).

Ознакомьте сотрудников с результатами аттестации под подпись. Это необходимо, чтобы предоставить сотрудникам возможность выразить свое мнение о результатах аттестации, обжаловать их, если они не согласны с выводами комиссии.

По окончании аттестации все материалы предоставьте руководителю организации (иному уполномоченному лицу). Он должен принять окончательное решение по итогам аттестации.

Сведения о результатах проведенной аттестации включите в сотрудника.

В коммерческих организациях

Формы аттестационного листа и протокола законодательством не установлены. Поэтому их можно составить в произвольной форме ( , заседания аттестационной комиссии).

В государственных и муниципальных учреждениях

Для проведения аттестации сотрудников вышестоящие ведомства могут устанавливать (рекомендовать) формы аттестационных (квалификационных) листов и протоколов заседания аттестационной комиссии. Например:

 для медицинских сотрудников протокол заседания экспертной группы утвержден приказом Минздрава России от 23 апреля 2013 г. № 240н (приложение № 2 к Порядку и срокам, утвержденным приказом Минздрава России от 23 апреля 2013 г. № 240н);

 для сотрудников таможенных органов аттестационный лист и протокол утверждены приказом ФТС России от 24 декабря 2008 г. № 1658 (п. 24 Положения, утвержденного приказом ФТС России от 24 декабря 2008 г. № 1658);

 для сотрудников учреждений культуры и искусства аттестационный лист рекомендован в письме Минкультуры России от 8 февраля 2010 г. № 7790-44/04-ПХ;

 для педагогических работников аттестационные листы рекомендованы письмом Минобрнауки России, Профсоюза работников народного образования и науки России от 18 августа 2010 г. № 03-52/46.

Пример оформления результатов аттестации сотрудника

В организации была проведена аттестация пяти бухгалтеров. Для этого была создана аттестационная комиссия, в состав которой вошли:

 начальник отдела кадров Е.Э. Громова (председатель комиссии);

 главный бухгалтер А.С. Глебова (член комиссии);

 председатель выборного профсоюзного органа Т.П. Мухина (член комиссии);

 заместитель директора А.С. Кондратьев (член комиссии);

 секретарь Е.В. Иванова (секретарь комиссии).

Аттестация проводилась в форме собеседования (по должностным обязанностям бухгалтеров). В.Н. Зайцева ответила на все вопросы. Комиссия пришла к выводу о ее пригодности ( заседания аттестационной комиссии, ).

После аттестации был оформлен о мероприятиях по итогам аттестации.

Несоответствие занимаемой должности

Как поступить, если сотрудник не прошел аттестацию

С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,

эксперт Системы Кадры

Количество и состав аттестационных комиссий определяется с учетом численности работников, подлежащих аттестации, установленных сроков ее проведения, территориального размещения подразделений предприятия (организации).
Исходя из этого создается одна или несколько аттестационных комиссий с тем, чтобы обеспечить проведение аттестации в оптимальные сроки и целесообразную специализацию комиссий, способствующую более тщательному и объективному рассмотрению деятельности аттестуемых. Например, возможно создание различных комиссий для аттестации работников аппарата управления предприятия (организации) в целом либо по группам подразделений, или комиссий для аттестации работников производственных подразделений также в целом либо по группам.
Целесообразным может быть выделение комиссий для аттестации работников, выполняющих работу, близкую по содержанию и характеру закрепленных за ними обязанностей. Например, специалистов, занятых экономической работой, специалистов служб главного механика и главного энергетика, руководителей цехов, производственных участков и др.
Все аттестационные комиссии обладают одинаковыми правами. Конкретные решения о специализации комиссий зависят от особенностей профессионально-квалификационного состава кадров руководителей и специалистов, подлежащих аттестации.
Аттестационная комиссия возглавляется председателем, в ее состав входят также члены комиссии и секретарь.
Председателем комиссии назначается руководитель предприятия (организации) или один из его заместителей. При создании нескольких аттестационных комиссий они возглавляются наряду с руководителем предприятия (организации), его заместителями, а также главными специалистами.
Члены и секретарь аттестационной комиссии назначаются из числа руководящих работников и высококвалифицированных специалистов предприятия (организации). В состав аттестационной комиссии входят также представители профсоюзной организаций (при наличии).
Обратите внимание, что ч.3 ст. 82 Трудового кодекса РФ предусматривает, что при проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников в соответствии с п. 3 ст. 81 Трудового Кодекса РФ, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается член комиссии от соответствующего выборного профсоюзного органа.
Об этом нельзя забывать, и в Положении об аттестации персонала необходимо определить форму участия представителя профсоюза в проведении аттестации.
Включение представителя профсоюза в аттестационную комиссию обязательно только в том случае, если целью аттестации является лишь проверка соответствия занимаемой должности и по ее итогам возможно увольнение работников. Если у аттестации другие цели и ее итоги не предусматривают возможности увольнения, то включение члена профсоюза в состав аттестационной комиссии не обязательно (например, если аттестация проводится с целью формирования кадрового резерва, для повышения категорий по оплате труда и т.д., то есть с частными целями).
Кроме того, в состав аттестационной комиссии могут включаться руководители и ведущие специалисты различных структурных подразделений предприятия (организации), а также представители общественных организаций.
В Положении об аттестации следует подробно определить схему работы аттестационной комиссии, во избежание споров с работниками, а именно:
- порядок проведения заседаний комиссии;
- правила принятия комиссией решений и их оформление;
- правила подготовки комиссией рекомендаций работникам.
Аттестационные комиссии в своей работе руководствуются действующим Положением об аттестации и изданным по предприятию (организации) приказом.

Проведение аттестации персонала невозможно без наличия специального документа, в котором регламентируются правила ее проведения. Этот документ называется Положение об аттестационной комиссии.

В нем подробно описывается порядок создания комиссии, приводятся по возможности максимально точные критерии, позволяющие оценить профессиональные компетенции и деловые качества работников, подлежащих аттестации. Также указываются важные момент проведения аттестации, которые необходимо соблюсти, чтобы процедуру можно было считать полностью законной. Вся эта информация должна содержаться в Положении об аттестационной комиссии на соответствие должности.

Для чего проводится аттестация

Работодатель имеет право время от времени проверять работников на соответствие ими занимаемой должности. В том числе он может:

  • оценивать уровень компетентности сотрудников, их деловые качества;
  • проверять теоретические знания;
  • выявлять практические навыки работников;
  • проверять, как работник совмещает теорию с практикой в реальной рабочей обстановке.

После проведения аттестации на основании решения аттестационной комиссии работодатель может принять решение о понижении работника в должности или, напротив, его подъеме по должностной лестнице - в зависимости от итогов аттестации.

Причем Трудовой Кодекс РФ предусматривает право работодателя даже уволить работника на основании решения аттестационной комиссии, если будет признано, что его квалификация не соответствует занимаемой должности.

Что касается порядка и периодичности проведения аттестации, то, в общем случае, этот вопрос остается на усмотрение работодателей. Нормы проведения аттестации установлены только для отдельных категорий работников. Например, для научных работников и профессорско-преподавательского состава. Для остальных категорий работников единых стандартов нет.

Отсутствие государственной регламентации вынуждает работодателей самостоятельно прорабатывать и принимать локальный нормативный акт, регулирующий проведение аттестации, а именно: Положение об аттестационной комиссии на соответствие должности 2018.

В отличии от коммерческого сектора экономики работники бюджетной сферы в обязательном порядке подлежать периодической аттестации. Это касается лиц, занятых в медицине, педагогике и т.п.

Для чего нужно Положение

Правила проведения аттестации персонала нужно закрепить в локальном акте предприятия. Обычно это Положение об аттестационной комиссии. В ДОУ или коммерческой организации документ может иметь свои особенности. Однако в целом структура Положения будет одинаковой.

Чем качественнее проработано Положение, чем лучше осведомлен о проведении аттестации работник, тем меньше у него будет соблазнов обращаться в суд или трудовую инспекцию в случае недовольства итогами аттестации. Ведь если результат аттестации покажет, что работник не соответствует занимаемой им должности, ему будет предложена иная работа, с переводом на которую он может не согласиться. В этом случае работодатель вправе инициировать увольнение данного работника.

Если все же дело дошло до суда, то наличие грамотно составленного Положения, максимально прозрачно описывающего процедуру, будет серьезным козырем. Подробное Положение, разработанное с учетом мнения профсоюзной организации (при ее наличии) и доведенное до сведения работников, станет весомым аргументом в суде.

Отметим, что Положение 2018 об аттестационной комиссии (образовательного учреждения или коммерческой организации) должно содержать в себе ответы на следующие вопросы:

  • зачем проводится аттестация (задачи, цели) - это может быть изменение структуры предприятия или учреждения, смена формы оплаты труда или порядка премирования, особые ситуации, связанные с авариями и прочими нештатными ситуациями, и пр.;
  • кто подпадает под аттестацию и кто не подлежит аттестационным испытаниям;
  • с какой периодичностью осуществляется, планово или внепланово проводится;
  • кто входит в состав аттестационной комиссии и как распределяются полномочия между ее членами;
  • каковы критерии оценки знаний и умений работников;
  • порядок действий в ходе аттестационных испытаний.

Чем более полно будет расписано все, что связано с проведением этого важного для работника и организации мероприятия, тем меньше будет вопросов у всех участвующих в аттестации сторон. После утверждения документа с ним нужно ознакомить работников компании под подпись.

Напомним, что начало аттестации должно сопровождаться приказом о ее проведении с точной датой проведения, целями, составом комиссии по проведению и графиком.

Одним из важных подготовительных этапов аттестации является создание аттестационных комиссий, в которые поступают на рассмотрение необходимые документы аттестуемых работников. Общие положения о порядке формирования и деятельности аттестационных комиссий должны быть конкретизированы в Положениях об аттестации работников с учетом особенностей деятельности организации. Это обусловлено тем, что деятельность аттестационных комиссий не ограничивается ознакомлением с документами, представляемыми на аттестуемого, и вынесением на этой основе соответствующего решения. Работа комиссий значительно шире. В нее входит также: сбор необходимых для аттестации документов; проведение в необходимых случаях собеседования с аттестуемыми; доведение до них принятого комиссией решения; доведение до сведения работодателя результатов периодической аттестации; обеспечение гласности в ходе аттестации и подведении ее итогов и др. Все это требует соответствующей правовой регламентации.

С учетом сказанного выше и руководствуясь действующим законодательством, а также практикой его применения, в локальные нормативные акты, регулирующие отношения по аттестации работников, целесообразно включить следующие положения, относящиеся к деятельности аттестационных комиссий.
1. Формирование аттестационных комиссий, их количественный и персональный состав осуществляется работодателем с учетом численности и категории аттестуемых, а в необходимых случаях и территориального размещения подразделений, где работают аттестуемые работники (например, для строительных и транспортных организаций, организаций добывающих отраслей, организаций материально-технического обеспечения и др.).
2. В целях проведения аттестации в установленные графиком сроки работодатель вправе принять решение о создании нескольких аттестационных комиссий. При этом целесообразно учитывать необходимость специализации комиссий при аттестации работников различных профессий и направлений деятельности данной организации (экономическая, юридическая, бухгалтерская, договорно-правовая, техническая, коммерческая, охрана труда и др.). Целесообразно создать специальные комиссии для аттестации работников аппарата управления организации в целом, а также по группам подразделений.
3. Персональный состав аттестационных комиссий утверждается работодателем, как правило, одновременно с утверждением графика аттестации. В приказе (распоряжении) следует указать фамилию, имя, отчество каждого члена комиссии, занимаемую должность и структурное подразделение, в котором он работает, а также назначить председателя комиссии, его заместителя и секретаря. Изменять состав аттестационной комиссии без приказа (распоряжения) работодателя не допускается.
4. Члены комиссии и ее секретарь назначаются из числа руководителей структурных подразделений, а также высококвалифицированных специалистов.
5. В состав комиссии должны быть включены представители выборного органа первичной профсоюзной организации. Это в полной мере соответствует ч. 3 ст. 82 ТК РФ и Федеральному закону от 12.01.96 № 10-ФЗ.

После издания приказа о формировании аттестационной комиссии она приступает к своей работе.

Работа начинается с подготовки к проведению аттестации. В период подготовки председатель комиссии распределяет обязанности между членами комиссии по проведению разъяснительной работы в соответствующих подразделениях о порядке и сроках проведения аттестации, по осуществлению контроля за своевременностью, полнотой, объективностью и качеством представляемых в комиссию документов, характеризующих профессиональные и личные качества аттестуемых; уточняет порядок проведения заседаний комиссии; обсуждает с членами комиссии требования, которым должны соответствовать аттестуемые работники согласно занимаемой должности.

Необходимые документы

Подготовка необходимых документов согласно действующему законодательству предусматривает, как правило, составление отзыва (характеристики) на аттестуемого работника. При каждой последующей аттестации в комиссию представляется, наряду с отзывом, аттестационный лист на работника с данными предыдущей аттестации.

Юридическое значение отзыва (характеристики) состоит в том, что он является одним из главных письменных документов, подтверждающих в значительной степени факт выполнения (или невыполнения) аттестуемым работником возложенных на него трудовых обязанностей в соответствии с занимаемой должностью (выполняемой работой). Следовательно, отзыв лежит в основе признания работника соответствующим (или несоответствующим) занимаемой должности.

Законодательство не устанавливает исчерпывающего перечня документов и иной информации, анализируемой аттестационной комиссией. И надо признать, что это правильно. Дело в том, что специфика деятельности целого ряда работников может вызвать потребность в получении дополнительных сведений об аттестуемом (о специальной подготовке и т. д.). Поэтому устанавливать какой-либо единый перечень документов, представляемых на аттестуемых работников, нецелесообразно.

Документы должны отражать необходимую информацию об аттестуемом работнике за период, прошедший после предыдущей аттестации, а для аттестуемых впервые - за период их работы в данной должности или по данной специальности (профессии). Информация, относящаяся к более отдаленному периоду, не может иметь решающего значения при вынесении заключения комиссии о квалификации работника и соответствии его занимаемой должности (выполняемой работе).

Отзыв (характеристика) на аттестуемого работника составляется и подписывается руководителем структурного подразделения, в котором работает аттестуемый. Он должен содержать прежде всего объективные сведения о работе сотрудника по занимаемой должности, мотивированную оценку его профессиональных и личных качеств, результатов служебной деятельности. В отзыве (характеристике) целесообразно отразить также своевременность выполнения заданий и поручений аттестуемым, качество и сложность работы, степень самостоятельности при ее выполнении, инициативность, наличие элементов творчества и использование эффективных методов работы, соблюдение трудовой дисциплины.

В отзыве должны быть при необходимости отмечены и недостатки в работе аттестуемого, факты упущений и ошибок при исполнении трудовых обязанностей, причины неправильного поведения и т. п.

При составлении отзыва (характеристики) на руководителя, наряду с указанными данными, рекомендуется также отметить достигнутые результаты возглавляемого им подразделения (коллектива работников). Отзыв подписывается вышестоящим руководителем, в чьем подчинении находится подразделение.

Кадровая служба должна ознакомить каждого аттестуемого с представленным отзывом о его служебной деятельности (целесообразно это сделать не менее чем за две недели до начала аттестации).

Аттестуемый работник вправе представить в аттестационную комиссию отчет - дополнительные сведения о своей служебной деятельности за период, предшествующий аттестации, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом (характеристикой). Такое правило предусмотрено в ряде положений об аттестации, принятых в последние годы (например, в Положении об аттестации сотрудников таможенных органов).

Отзыв (характеристика) вместе с аттестационным листом предыдущей аттестации представляется в аттестационную комиссию не позднее, чем за неделю до аттестации.

Одним из основных моментов в работе аттестационной комиссии является ознакомление с поступившими в комиссию документами и другой информацией об аттестуемых работниках.

Каждый член аттестационной комиссии вправе потребовать от председателя и его заместителя предоставить возможность своевременно ознакомиться с представленными документами, высказать свое мнение по поводу их содержания, оформления, достоверности и необходимости дополнительного сбора какой-либо информации. Предварительное ознакомление с материалами аттестации дает возможность каждому члену комиссии качественно и своевременно провести с аттестуемыми работниками собеседование, в процессе которого выясняются факты, имеющие важное правовое значение при принятии комиссией окончательного решения по результатам аттестации. В частности, собеседование помогает определить уровень профессиональной подготовки работника по занимаемой должности, его компетентность, творческие и организаторские способности, инициативность, организованность, деловитость и ответственность за выполнение должностных обязанностей.

Подготовка необходимых документов на аттестуемых работников предусматривает также заполнение аттестационных листов. Эта работа, как правило, возлагается на секретаря аттестационной комиссии. Содержание и порядок заполнения листов устанавливаются соответствующими локальными нормативными актами, принятыми у данного работодателя.

Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем аттестационной комиссии и всеми ее членами, присутствующими на заседании комиссии в день его проведения. С содержанием аттестационного листа работник должен быть ознакомлен под роспись, после чего этот документ, заверенный печатью, хранится в личном деле работника (если оно ведется) до очередной аттестации.