Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Мы живем в обществе среди других людей, отличающихся друг от друга мировоззрением и восприятием действительности.

Чтобы мирно уживаться, человечество придумало некие правила и законы, регулирующие взаимодействие между индивидами.

Исследованием отношений человека и общества занимается этика – , изучающая ценности и моральные принципы , лежащие в основе поведения людей.

Определение - что это такое

Слово «этика» произошло от древнегреческого ethos (этос ). Изначально этос означал место общего проживания: дом, гнездо, логово. Позднее им стали называть некое постоянство – характер или .

Деятель философии Аристотель, понимая этос как характер, добавил к нему прилагательное «этический», подразумевая под ним определенный набор добродетелей .

Далее уже Цицерон, при попытке перевести слово «этический» с древнегреческого на латинский, ввел новое понятие – «moralis» (моральный). Поэтому в те дни слова «этический» и «моральный», «этика» и «мораль» являлись синонимами. Но со временем ситуация изменилась: за каждым из понятий закрепился свой смысл.

В настоящее же время наука этика – это раздел философии, наука, предметом изучения которой является общественная мораль и .

Под моралью понимают нормы и правила, установленные людьми для более комфортного общения (то, что требует от вас общество). Нравственность – это те же нормы поведения, но исходящие изнутри – ваши личные, заложенные с детства (ваши требования к себе и окружающим — через призму личности).

Так как в обществе существует разные группы и подгруппы (партии, коллективы на предприятии, сообщества), в каждой из них существует свой этический кодекс.

Этика — это регулятор поведения людей. Но в отличии, например, от юриспруденции, в этике регуляция поведения осуществляется личностью самостоятельно на основе доброй воли.

То есть если правила некой группы не соответствуют вашим внутренним убеждениям и ценностям, то вы можете отказаться от их принятия и исполнения. Например, я никогда не буду работать на фирме, где корпоративная этика допускает жестокое отношение сотрудников по отношению друг к другу.

Разделы этики


Этические категории

Итак, что изучает этика: объектом являются общество и человек, а предметом – их нравственные ценности. Любая наука имеет свои законы и этика не исключение. Главное ее правило (его называют «золотым») гласит: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Также данное учение имеет свои категории, через призму которых она изучает человеческие мораль и нравственность. Всего их семь:

  1. . Первое – это все, что касается благости, второе – то, что ей противоречит;
  2. Долг – свод обязанностей индивида по отношению к представителям общества;
  3. Совесть – внутренний контролер поведения человека, цензор, личный самосуд. считается одним из самых сильных чувств, наличие которого свидетельствует о высоком уровне нравственности и осознанности личности;
  4. Личное достоинство , уровень которого напрямую связан с уровнем самореализации индивида в обществе. Оценивается как самим человеком, так и людьми;
  5. Честь – формируется человеком в связи со связанностью с некой группой. Коллективная честь становится не только профессиональной, но и личной;
  6. Свобода ( ?) – отражает спектр осознанных, добровольных выборов и возможностей;
  7. Ответственность – осознанное предвидение последствий своих действий и добровольное их принятие.

Например, сделав что-то плохое – выбрав категорию зла, осознающий себя человек будет мучиться угрызениями совести, так как ощутит потерю личного достоинства. Возможно, он захочет реабилитироваться в глазах людей, примет ответственность за происходящее и постарается изменить ситуацию, а возможно, что и нет (свобода опять же).


Данная дисциплина имеет два вида ценностей , сквозь которые она изучает свой предмет:

  1. Позитивные – это идеалы, которые лежат в основе благодатного поведения. Сюда входят добро, совесть, честь, чувство стыда, справедливости и т. д. По сути, эти понятия являются абсолютами, то есть достичь их на 100% невозможно, но стремление к этому поощряется религией и обществом.
  2. Негативные ценности представляют собой обратную сторону медали – антипод позитивным. К ним относятся зло, циничность, зависть и другие. Эти пороки порицаемы общественностью: человек, который ими руководствуется по жизни, осуждается людьми.

Эти ценности – и хорошие, и плохие, являются добровольным выбором каждого человека и лежат в основе его поступков. Какие из них он будет использовать на своем пути, а какие отбросит в сторону, зависит от уровня его нравственности, привитого значимыми взрослыми.

И если мировоззрение личности разнится с общественными моральными устоями, то ей будет сложно уживаться среди людей ().

Таким образом, этика – это наука, которая регулирует человеческие взаимоотношения , учит «как надо и как нельзя» поступать с другими.

Что такое этикет

Система знаков, основанных на моральных принципах, которые используют люди при взаимодействии в обществе.

Правила этикета отличаются от разных показателей, таких как:

  1. страна;
  2. национальность;
  3. религиозные убеждения и другие.

В нашей стране существуют следующие нормы этикета:

  1. если в помещение входит женщина, то находящиеся в нем мужчины должны встать (исключением будет деловая встреча);
  2. мужчина открывает даме дверь, но заходит первым, если помещение незнакомое, и вторым, если они заходят в знакомое пространство;
  3. представляясь другому человеку, нужно встать (если вы сидели);
  4. некрасиво себя хвалить;
  5. младший должен уступать место старшему;
  6. нельзя перебивать собеседника;
  7. в компании нескольких человек нельзя шептаться;
  8. принято здороваться при встрече и прощаться при расставании;
  9. нельзя говорить с набитым ртом;
  10. нельзя обсуждать внешний вид собеседника, говорить о вкусах и личных мнениях.

Это лишь малая часть правил и норм приличия, соблюдая которые люди смогут общаться более приятно и эффективно. Чтобы вырастить из ребенка достойного взрослого, с малых лет необходимо объяснять ему, что такое этика и зачем она нужна .

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Нигилист - кто это такой и что такое нигилизм простыми словами Что такое культура - определение, виды культуры и примеры Что такое социум и чем это понятие отличается от общества Что такое этикет - его функции, виды и правила Что такое добро (его суть) - взаимосвязь добра и зла Что такое мировоззрение - его структура, типы и виды, а также роль мировоззрения в жизни человека Что такое эстетика Лицемер - кто это такой и что такое лицемерие Фрустрация - как найти выход из безысходности?
Альтруизм - что это такое и выгодно ли быть альтруистом Что такое общество - сферы, структура, функции и его понятие

лат. – нрав, обычай) – ветвь философского знания, исследующего природу морали и нравственности, законы их исторического развития и роли в общественной жизни. Этика рассматривает нормы человеческой жизнедеятельности с позиций добра и зла. В основе морали могут лежать разные идеи: религиозная нравственная санкция, эвдемонизм как эгоистическое стремление к счастью, классовые интересы и др. Существует христианская этика, основанная на нравственных идеалах Библии, на признании Нагорной проповеди и трех святых добродетелей – веры, надежды и любви, идеях греха и искупления. Существует также и профессиональная этика, в частности, педагогическая. Этика играет огромную роль в жизни человека. Это своего рода система защиты от полного своеволия и нормативные нормы бесконфликтного взаимодействия.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЭТИКА

лат ethica, от греч etmke tech-пе - наука и иск-во нравственности), учение о нравственности, морали Термин «Э » введен Аристотелем, к-рый поместил Э между учением о душе (психологией) и учением о гос-ве (политикой) Центр частью Э он считал учение о добродетелях как нравств. качествах личности, в его системе уже присутствовали мн «вечные вопросы» Э о природе и источнике морали, о свободе воли и основах нравств. поступков, высшем благе, справедливости и т п

На протяжении всей своей истории Э выступала одновременно и как практическая (нравственная) философия, т с учение о правильной и достойной жизни, и как знание о морали (о ее природе, происхождении и т. д.) Тем самым Э выполняла две общественно значимые функции - нравственно-воспитательную и познавательно-просветительскую Относительная самостоятельность, несовпадение этих функций послужили причиной постепенного обособления в составе Э двух взаимосвязанных частей - нормативной Э и теоретич. Э, ориентированных соответственно на жизнеучение и на познание морали Во 2-й пол 20 в размежевание этих частей Э привело к фак-тич оформлению их в разные дисциплины Такое разграничение во многом обусловлено дидактич. требованиями, связанными с организацией преподавания Э в уч заведениях (школах, колледжах, унтах и пр) Включение Э в уч программы - тенденция, характерная для всех развитых стран Курс Э может вводиться с целью оказать позитивное воздействие на нравств. сознание обучаемых, на их ценностные ориентиры, в этом случае содержание курса составляют в основном нормативные компоненты этич. учений, если же акцентированной целью является повышение мировоз-зренч культуры учащихся, получение ими знаний об обществе, механизмах его регуляции (к числу к-рых относится мораль) и т и, то упор делается на науч. -объяснит аспектах Э Хотя ожидаемый воспитательный или познават. результат преподавания этого предмета зависит от мн метод и содержат факторов, исходный выбор нормативной или теоретич. Э в качестве основы уч курса имеет определяющее значение Напр., планируемый педагогом нравств. -воспитат. эффект разработанного им курса Э часто не достигается из-за того, что учащимся преподносится в основном описательный и объяснительный (теоретич) материал Такая ошибка обычно является следствием глубоко укорененной в пед.среде «просветительской» иллюзии, будто любое знание (а тем более знание о морали) само по себе благотворно для личности, нравственно возвышает ее и т и Чтобы избежать подобных ошибок в преподавании Э, необходимо ясно различать ее нормативную и теоретич. проблематику

Нормативная этика - система моралистич рассуждений, имеющих целью поддержание в обществе фундамент нравств. ценностей Она призвана формулировать ответы на вопросы о добре и зле, о правильном поведении человека в обыденных жизненных ситуациях Нормативно-этич. учение провозглашает и отстаивает определенную моральную позицию, выражая ее в виде нравств. идеалов, принципов, правил и норм поведения В отличие от голого морализаторства, для к-рого характерны назидательность, внушение, ссылка на авторитеты и образцы для подражания, нормативная Э апеллирует к разуму, ее методы - доказательство, довод, аргумент. Если морализаторство как пед. прием уместно по отношению к неразвитому (детскому или малокультурному) сознанию, то нормативная Э. обращена к критически мыслящей личности, способной поставить под сомнение любые постулаты. Разумные доводы в пользу тех или иных положений морали способствуют превращению внешнего для личности социального императива (моральной нормы) во внутр. импульс (чувство долга, нравств. мотивацию поведения). Нормативно-этич. размышления и доказательства образуют одно из средств формирования нравств. убеждений.

Будучи филос. дисциплиной, нормативная Э. непосредственно не занимается доказательством конкретных, частных моральных оценок и предписаний. Выработка и обоснование нравств. императивов применительно к единичным или типовым ситуациям, с к-рыми люди сталкиваются в своей личной и обществ. жизни, - область деятельности проповедников, литераторов-моралистов, педагогов, создателей проф. этич. кодексов («врачебная Э.», «Э. бизнеса» и т. п.), т.е. вообще воспитателей в широком смысле этого понятия. Вся эта деятельность представляет собою конкретизацию и практич. применение нек-рых общих этич. принципов; т. о., воспитатель опирается, в конечном счете, на ту или иную философскую нормативно-этич. позицию.

Особенность нормативной Э. как философии морали в том, что она подводит рациональное основание под фундаментальные ценности, к-рые служат ориентиром для воспитателя-практика. Гл. задача филос. обоснования морали - придать им надындивидуальный статус и утвердить безусловность моральных требований. Философ-моралист, как правило, выступает не от себя лично, не от имени к.-л. социального института (в этих случаях его суждения несли бы на себе печать произвольности, необязательности), но как проводник некой высшей идеи. Такой непререкаемый статус моральные императивы и оценки приобретают путем придания им либо сакрально-сверх естественного (мистич., божественного), либо естественно-объективного смысла. В первом случае категоричность принципов и норм морали обеспечивается абсолютным авторитетом Бога, во втором - принадлежностью к объективному миропорядку, с неотвратимо действующими законами к-рого человек вынужден считаться. Эти два способа обоснования морали определяют общие направления нормативно-этич. мысли, внутри к-рых имеются многочисл. ответвления.

В религ. учениях ведущий мотив авторитарного обоснования морали - это понимание Бога как олицетворения Добра, а норм нравственности как божеств, заповедей, благодаря чему эти нормы в сознании верующего получают позитивное и безусловно обязующее значение. Нередко Бог выступает в качестве всеведущего стража своих заповедей, неотвратимо воздающего сообразно грехам и заслугам человека. В этом случае мораль подкрепляется уже не столько сакральным авторитетом и самоценностью Добра, сколько угрозой наказания или обещанием награды, поэтому исчезает и собственно моральный смысл такого обоснования. Однако авторитарный подход не был доминирующим в истории Э. Гораздо большее место занимал второй способ, связанный с объективацией моральных ценностей, вследствие чего они становились безальтернативными и в этом смысле - абсолютными. Доказывая объективность добра, долга и пр., философ тем самым обосновывает эти ценности, заставляет разумного индивида принять их и согласиться с ними. Так, в учении Платона добро, или благо, - это объективно сущая «идея», воплощающая в чистом виде интегральную высшую ценность как таковую. Подобные ценности, стоит только признать их объективность, немедленно приобретают нормативный целеуказующий смысл. Платон вслед за Сократом считал (с нек-рыми оговорками), что человек, познавая объективное добро, становится тем самым добродетельным. Иначе трактовал объективность морали филос. рационализм нового времени, растворявший нормативно-этич. проблематику в теории познания. Для Р. Декарта, Г. В. Лейбница, И. Канта объективность нек-рого суждения (в т. ч. морального) означала его логич. необходимость, принудительность для разума. Знаменитый категорический императив и представлял собой такого рода необходимое положение (максиму), с к-рым, как полагал Кант, не может не согласиться всякое разумное существо, а потому формулирование этой максимы само по себе уже есть ее рациональное обоснование. Сходную позицию занимали представители интуитивизма 18-20 вв. (Р. Прайс, Дж. Э. Мур и др.); согласно их взглядам, «моральная истина» воспринимается непосредственно (интуитивно) как самоочевидная, что и служит ее обоснованием. В этих концепциях признавалась автономность морали, т.е. предполагалось, что собств. основоположения морали объективны, абсолютны и не нуждаются в постороннем подкреплении.

Концепции гетерономной Э. ставят принципы морали в зависимость от других, более глубоких и прочных оснований, придающих этим принципам содержат, определенность и обязательность. В качестве таких оснований выступают разл. филос. положения, в к-рых фиксируются те или иные характеристики мира, общества, человека. Так, идея мировой необходимости, объективной предопределенности всех событий, их неподвластности человеку послужила основанием для жизнеучения, проповедующего смирение, самообуздание, мудрое бесстрастие и т. п. [направления в китайской (даосизм) и др.-греч. (стоицизм) философии]. Из представлений об объективном «законодательстве» природы сложились императивы типа «жить в согласии с природой», «все естественное является благом» и др. (учения др.-греч. философов - киников, софистов и др.). Если при этом имелась в виду не внешняя, а человеческая природа, то указанные императивы трансформировались в призывы: «слушать голос собственной природы», «следовать своим естественным стремлениям» и т. п., что составило основу нормативно-этич. натурализма, представленного учениями гедонизма, эвдемонизма, теорией эгоизма.

В 19-20 вв. широкое распространение получили концепции, в к-рых мораль обосновывается ссылкой на объективные законы развития природы или общества, т.е. должными или оправданными признавались поступки, согласные с направлением естеств. эволюции (эволюц. Э.) или соответствующие объективному ходу, тенденциям, «объективным потребностям» истории (марксистская Э.). Особую линию образуют концепции, в к-рых роль объективного основания морали играют внеморальные ценности. «Объективность» этих ценностей нередко отождествляется с их социальным, т.е. надындивидуальным или над-групповым статусом, и в этом случае нравств. императив, обращенный к личности или группе, обосновывается следующим образом: нечто является добрым или должным, поскольку служит общественному (всеобщему) благу, социальному прогрессу, установлению справедливого строя, интересам гос-ва или нации, либо направлено на достижение наиб. счастья для наиб. числа людей (утилитаризм) и т. д. В др. случаях объективные внеморальные ценности понимаются как «внечеловеческие», абсолютные, высшие (божеств, самоволие, стоящее «выше» добра; космич. цели и т. д.), так что моральное достоинство поступков, обязующий характер соответствующих предписаний определяется их подчиненностью высш. ценностям-целям (телеология, учение о целесообразности мироустройства).

Теоретическая этика - это наука, описывающая и объясняющая мораль как особое социальное явление. Эта наука отвечает на вопросы: что такое мораль, чем она отличается от др. обществ. феноменов; каково ее происхождение, как она менялась исторически; каковы механизмы и закономерности ее функционирования; в чем состоит ее социальная роль и т. д. Вся эта проблематика стала оформляться в явном виде лишь в 18 в. Кант усматривал специфику морали в самодостаточности, безусловной обязательности и универсальности ее императивов (формализм, абсолютизм). А. Шефтсбери, Д. Юм и др. видели отличит, признак моральных оценок и предписаний в их особом психич. субстрате -«нравств. чувствах» (психологизм). Юм отмечал также и логич. своеобразие моральных высказываний («суждений должного»), их невыводимость из высказываний о фактах («суждений сущего»). Развитием этой мысли явились идеи о невозможности науч. обоснования морали (неопозитивизм), о наличии особой («деонтической») логики морального рассуждения и т. д. Для представителей интуитивизма специфичность морали означала несводимость морального мотива к любому другому, уникальность содержания моральных понятий (добра, долга), их нередуцируемость к какому-то др. содержанию. Так, Мур всякое определение добра через др. понятия квалифицировал как «натуралистич. ошибку»; эта ошибка, по его мнению, характерна для всей трс., «щ. Э. Мн. философы разл. направлений (Аристотель, Кант, А. Шопенгауэр и др.) необходимым признаком морального сознания признавали свободу воли, без к-рой, полагали они, невозможен моральный выбор, а следовательно, невозможна моральная ответственность личности. При этом свобода воли противопоставлялась либо естественной (в т. ч. психической) детерминации, либо сверх естественному предопределению (волюнтаризм, детерминизм, фатализм). Проблема свободы воли ставилась и в ином контексте - в связи с выяснением источника морали, ее происхождения. Свобода воли рассматривалась в этом случае уже не как предпосылка морально-ответственного выбора между добром и злом, а как способность человека произвольно полагать свои ценности, устанавливать критерий добра и зла (экзистенциализм, персонализм).

В 19-20 вв. проблематика теоретич. Э. все в большей степени переходила в ведение конкретных наук, для к-рых мораль составляла часть их предметной области. Так, социология (включая социальную психологию) выясняет филогенез морали, ее обществ. функции, содержание ее принципов и норм, соотношение с др. социальными явлениями и др. Психология личности изучает онтогенез морали, ее психич. субстрат и механизм. Этология ищет предпосылки человеческой нравственности в поведении животных. Логика и лингвистика исследуют язык морали, правила и формы нормативно-этич. рассуждения. Теоретич. Э. сводит воедино все эти науч. данные, касающиеся сущности, происхождения и функционирования морали; она охватывает широкий массив знаний, включая филос. объяснит, концепции и идеи, к-рые составляют методологич. базу науч. познания морали.

Практич. значение теоретич. Э. состоит в том, что производимое ее знание о законах и условиях формирования и изменения морали может быть использовано для сознат. вмешательства в этот процесс с целью достижения желаемого результата, напр., закрепления в сознании индивида определенных нравств. установок. Теоретич. Э. сама по себе, разумеется, не содержит конкретных методик нравственного воспитания, однако она служит методологич. основой для соответствующей практически ориентированной дисциплины (теории нравств. воспитания). Если нормативная Э., обосновывая моральные ценности, может повлиять на нравств. позицию личности непосредственно самим своим содержанием, то влияние теоретич. Э. сказывается опосредованно - через выработку способов и приемов нравств.-воспитат. деятельности. Поэтому преподавание теоретич. Э. имеет свои особенности: в качестве уч. дисциплины она рассчитана на аудиторию не «воспи-туемых», а воспитателей; ее целесообразно включать в программы подготовки и повышения квалификации педагогов.

Лит.: Мур Д ж. Э., Принципы этики, М.,1984; Гусейнов A. A., ИррлитцГ., Краткая история этики, М., 1987; Максимов П. В., Проблема обоснования морали, М., 1991. Л. В. Максимов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Человек - существо социальное, потому волей-неволей ему приходится постоянно общаться с другими людьми. А учитывая тот факт, что все люди разные, были сформированы некие правила, регулирующие наши отношения. Эти правила не что иное, как сложившееся столетиями понятия о добре и зле, правильности и неправильности поступков, справедливости и несправедливости деяний. И каждый человек стихийно или осознано старается придерживаться их. В зависимости от того, какие понятия будут вложены в нормы морали и правила этики, будут ли они учитываться вообще, каждый из нас может затруднить или облегчить общение с себе подобными. А, следовательно, от этого будет зависеть быстрота достижения поставленных целей, качество общения и жизни. Потому каждому гражданину необходимо знать хотя бы основы этики. Правила хорошего тона еще никому не навредили.

Что такое этика

Впервые слово «этика» было употреблено Аристотелем. В переводе с греческого оно означает «касающийся нравственности» или «выражающий некие нравственные убеждения». Этика - это учение о правилах общения между людьми, о нормах человеческого поведения, а также об обязанностях каждого в отношении других людей. И большинство из нас, даже те, кто специально не изучал кодекс этикета, на подсознательном уровне осознают главное правило межличностных отношений: «Относись к окружающим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе». Одним из главных аспектов этики является мораль. Что же такое мораль? Это не что иное, как система ценностей, признанных человеком. Это важнейший способ регулирования отношений в разных сферах нашей жизни: в быту, семье, труде, науке и др. Помимо моральных основ, этика еще изучает правила этики - этикет.

Этикет - система знаков

Наши действия несут некоторую информацию: при встрече мы можем похлопать товарища по плечу, кивнуть головой, поцеловать, приобнять за плечи или кинуться в объятия. Похлопывание по плечу говорит о фамильярном отношении; когда мужчина встает, если в комнату входит женщина, то это свидетельствует о его уважении к ней. Позы, принятые человеком, движение головы - все это тоже имеет этикетное значение. Во фразеологизмах тоже можно наблюдать формы этикета: бить челом, преклонить голову, преклонить колено, поворачиваться спиной, бросить перчатку, положа руку на сердце, гладить по головке, бить поклоны, красивый жест и т.д.

Этикет - явление не только историческое, но и географическое: не все знаки этикета, воспринимаемые положительно на Западе, будут одобрены на Востоке. А некоторые жесты, приемлемые сегодня, категорически осуждались в былые времена.

Правила хорошего тона

Что такое этика, и какие правила она в себя включает, должен знать каждый человек. Ниже будут представлены основные понятия хорошего тона.

То общение, которое мы позволяем себе дома с близкими людьми, не всегда приемлемо в обществе. И помня утверждение, что у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление, мы стараемся при встрече с незнакомыми людьми придерживаться общепринятых правил поведения в обществе. Вот некоторые из них:

  • в компании или на официальной встрече необходимо представить незнакомых людей друг другу;
  • постарайтесь запомнить имена представленных вам людей;
  • при знакомстве мужчины и женщины представительница слабого пола никогда не представляется первой, исключением считается ситуация, если мужчина президент или же встреча несет сугубо деловой характер;
  • младшие представляются старшими;
  • при представлении необходимо встать, если вы сидите;
  • после знакомства, разговор начинает старший по положению или по возрасту, исключение составляет тот случай, когда возникает неловкая пауза;
  • оказавшись с незнакомыми людьми за одним столом, прежде чем приступить к трапезе, необходимо познакомиться с вашими соседями;
  • пожимая руку, смотрите в лицо тому, с кем здороваетесь;
  • ладонь должна быть протянута строго вертикально, ребром вниз - это означает «общение на равных»;
  • помните, что любой невербальный жест значит не меньше, чем сказанное слово;
  • при рукопожатии на улице обязательно снимите перчатку, исключение составляют женщины;
  • при встрече первым вопросом после приветствия должен быть «Как поживаете?» или «Как дела?»;
  • во время разговора не затрагивайте вопросы, которые могут быть неприятны собеседнику;
  • не обсуждайте то, что касается мнений и вкусов;
  • не расхваливайте себя;
  • следите за тоном разговора, помните, что ни работа, ни отношения в семье, ни ваше настроение не дают вам право быть невежливыми с окружающими;
  • в компании не принято шептаться;
  • если прощаясь, вы знаете, что скоро встретитесь, следует говорить: «До свидания!», «До встречи!»;
  • прощаясь навсегда или на длительный срок говорите: "Прощай!»;
  • на официальном мероприятии необходимо говорить: «Разрешите попрощаться!», «Позвольте попрощаться!».

Обучение детей светской этике

Для того чтобы из ребенка вырос достойный член общества, он должен знать, что такое этика. Ребенку необходимо не только рассказывать о правилах поведения в обществе, за столом, в школе, но и собственным примером демонстрировать и подтверждать эти правила. Сколько бы вы не рассказывали малышу о том, что в транспорте необходимо уступать место пожилым людям, самостоятельно не подавая ему пример, вы никогда не научите его это делать. Не каждому ребенку преподают дома основы светской этики. Потому данный пробел старается восполнить школа. С недавнего времени в школьную программу входит предмет «Основы светской этики». На уроках детям рассказывают о правилах и нормах поведения в различных местах, обучают кулинарному этикету, правильной сервировке стола и многому другому. Также учителя рассказывают о принципах морали, обсуждают, что такое хорошо и плохо. Этот предмет крайне необходим ребенку. Ведь зная как правильно вести себя в обществе, ему будет проще и интересней жить.

Что такое

Существует такое понятие, как кодекс профессиональной этики. Это правила, регулирующие профессиональную деятельность. У каждой профессии свой кодекс. Так, у врачей существует правило неразглашения врачебной тайны, адвокаты, бизнесмены - все придерживаются кодекса этики. У каждой уважающей себя компании есть свой корпоративный кодекс. Такие предприятия дорожат своей репутацией больше, чем финансами.

Заключение

Человек без этикета - дикарь, варвар. Именно правила морали дают человеку право считать себя венцом творения. С ранних пор рассказывая ребенку, что такое этика, вы увеличиваете его шансы вырасти полноценным членом общества.

Кажется, что у каждого человека своя пирамида ценностей создается на протяжении всей жизни. На самом деле ее закладывают в подсознание еще в детстве. Информация, получаемая ребенком в возрасте до 6 лет, идет туда напрямую. Это касается также этических норм поведения, которые дети получают, наблюдая за действиями родителей и слушая их разговоры.

Этика - понятие очень древнее, направленное на изучение поступков людей и их правомерности, их моральных и нравственных качеств.

Наука о добре и зле

Употребленное когда-то Аристотелем слово ethika стало впоследствии наукой, изучению и развитию которой посвятили себя многие философы мира. Если древнего мыслителя интересовал поиск ответа на вопрос, что лежит в основе поступков человека, то последующие поколения мудрецов интересовало понятие этики и морали в пирамиде человеческих ценностей.

Как наука она изучает:

  • какое место в общественных отношениях занимает мораль;
  • существующие ее категории;
  • основные проблемы.

Понятие и предмет этики касаются следующих отраслей:

  • нормативные показатели, главным изучением которых являются поступки людей с позиции таких категорий, как добро и зло;
  • метаэтика занимается исследованием ее видов;
  • прикладная наука этого плана изучает отдельно взятые ситуации с позиции морали.

Современная этика - понятие более широкое, чем представляли ее древние философы. Сегодня она помогает не только оценить любые действия с позиции правильности, но и пробуждает оценочное сознание в людях.

Этика в древности

Мудрецы античности не выделяли ее в отдельную научную дисциплину, а причисляли к разделам философии и права.

Больше всего в те времена она напоминала нравоучительные афоризмы, способствующие пробуждать в людях их лучшие и благородные черты характера. Именно Аристотель выделил ее в отдельную дисциплину, поместив ее между психологией и политикой.

В работе под названием «Эвдемова этика» Аристотель затрагивает вопросы, касающиеся человеческого счастья и причин его возникновения. Глубокие размышления этого ученого были направлены на то, что, по сути, человеку для благоденствия требуется иметь цель и энергию для ее осуществления. Как он считал, неподчинение жизни ее достижению - это большое безрассудство.

Для самого Аристотеля понятие и содержание этики стало фундаментом для формирования в сознании его современников таких норм, как человеческие добродетели. Античные философы относили к ним справедливость, и другие.

Еще до появления греческого слова ethika, которое стало обозначать науку, изучающую мораль и правомерность поступков людей, в разные времена человечество интересовали вопросы добра, зла и смысла жизни. Именно они являются основополагающими и сегодня.

Понятие нравственности

Главным критерием нравственности того или иного человека является умение различать понятия добра и зла и выбор ненасилия, любви к ближнему, следование духовным законам добра.

Иногда понятия считают синонимами, обозначающими одно и то же. Это не так. На самом деле мораль и нравственность - это категории, которые этика как наука изучает. Духовные законы, обозначенные людьми еще в древности, требуют от человека жить по правилам чести, совести, справедливости, любви и добра. За изучением и соблюдением законов нравственности когда-то следила церковь, преподавая верующим 10 заповедей. Сегодня этим больше занимаются на уровне семьи и школы, где преподается этика.

Человек, применяющий на практике и пропагандирующий духовные законы, во все времена назывался праведным. Понятие этики нравственности - это соответствие категорий добра и любви поступкам, которые совершает человек.

Истории хорошо известны примеры разрушения сильных империй, после того как подменялись духовные ценности их народов. Самым ярким примером является уничтожение Древнего Рима - мощной процветающей империи, побежденной варварами.

Мораль

Мораль - это степень совершенствования человека в таких добродетелях, как добро, справедливость, честь, свобода и любовь к окружающему миру. Она характеризирует поведение и поступки людей с позиции этих ценностей и делится на личную и общественную.

Общественной морали свойственны такие признаки, как:

  • соблюдение запретов, общепринятых для конкретной группы населения или вероисповедания (например, евреям нельзя есть свиное мясо);
  • свойственная данному обществу (например, в мурси женщинам в губу вставляется тарелка, что совершенно неприемлемо для народов других стран);

  • действия, предписанные религиозными канонами (например, соблюдение заповедей);
  • воспитание в каждом члене общества такого морального качества, как самопожертвование.

На основе моральных ценностей строятся не только межчеловеческие отношения, но и между странами и народами. Войны происходят, когда одна из сторон нарушает принятые нормы, бывшие ранее основой для мирного сосуществования.

История профессиональной этики

Понятие профессиональной этики появилось так же давно, как и первые ремесла. Известная всем врачам клятва Гиппократа, например, - один из видов подобных древних уставов. Свои этические нормы были у солдат, спортсменов-олимпийцев, жрецов, судей, сенаторов и других представителей слоев населения. Некоторые излагались в устной форме (в чужой монастырь со своим уставом не лезь), другие были записаны на табличках или папирусах, дошедших до наших дней.

Некоторые подобные правила древности сегодня воспринимаются как рекомендации и запреты.

Больше похож на понятие цеховой устав, который составлялся в 11-12-м веках в каждом ремесленном сообществе на свой манер. В них указывались не только обязанности каждого цеховика по отношению к коллегам и артели, но и их права.

За нарушение подобного устава следовало исключение из сообщества ремесленников, что было равносильно разорению. Хорошо известно такое понятие, как купеческое слово, которое также можно назвать примером устного договора между представителями одной или разных гильдий.

Виды профессиональной этики

Понятие и в каждой профессии подразумевает те особенности деятельности, которые присущи именно этой работе. Существующие для каждой профессии определяют действия работников в рамках принятых правил и порядка.

Например, есть такое понятие, как врачебная, юридическая, экономическая, военная тайна и даже исповеди. К профессиональной этике относятся не только и правила поведения, свойственные какой-либо деятельности человека, но и отдельно взятого коллектива.

Если при нарушении рабочего устава сотрудника ожидает административное наказание либо увольнение, то при несоблюдении морального кодекса профессии его могут судить по законам страны. Например, при уличении медработника в проведении эвтаназии его арестуют как за убийство.

К основным видам профессиональной этики относятся:

  • медицинская;
  • военная;
  • юридическая;
  • экономическая;
  • педагогическая;
  • творческая и другие.

Главным правилом при этом является высокий профессионализм и преданность своему делу.

Деловая этика

Понятие деловой этики относится к категории профессиональной морали. Существует множество неписаных (в некоторых случаях они указываются в уставах компаний) законов, которые предписывают бизнесменам и деловым людям не только стиль одежды, но и общения, заключения сделок или ведения документации. Деловым называют только того человека, кто соблюдает моральные нормы чести и порядочности.

Деловая этика - понятие, используемое со времен заключения людьми первой сделки. В разных странах приняты свои правила ведения переговоров, не важно, касается это бизнеса или дипломатических отношений, или мест, где заключаются сделки. Во все времена существовали стереотипы успешного человека. В древности это были богатые дома, прислуга или количество земель и рабов, в наше время - дорогие аксессуары, офис в престижном районе и многое другое.

Этические категории

  • добро - добродетель, олицетворяющая все положительное, что существует в этом мире;
  • зло - противоположность добру и общее понятие безнравственности и подлости;

  • благо - касается качества жизни;
  • справедливость - категория, указывающая на одинаковые права и равенство людей;
  • долг - умение подчинить собственные интересы ради блага других;
  • совесть - индивидуальная способность человека оценивать свои поступки с позиции добра и зла;
  • достоинство - оценка качеств человека обществом.

Этика общения

В понятие этики общения входят навыки налаживания коммуникации с другими людьми. Эта отрасль науки занимается изучением уровня культуры человека посредством его речи, качества и полезности излагаемой им информации, его нравственных и моральных ценностей.

ПОНЯТИЕ «ЭТИКА»

Этика - область философского знания, исследующая универсальные предпосылки и формы нравственных отношений людей в системе их исторически заданной духовно-практической деятельности. Предметом этики является мораль как совокупность исторически определенных норм, представлений, правил поведения людей, реализующихся в их нравственных действиях и поступках.

Понятия «этика», «мораль», «нравственность» этимологически и содержательно схожи, тождественны. Древнегреческое слово «ethika» (от ethos) служит аналогом латинскому понятию «moralis» и русскому «нравственность». Все они подразумевают некоторую устойчивость, внутреннюю упорядоченность нравов, обычаев людей. В ходе развития духовной культуры человечества эти понятия стали приобретать отнтсительно самостоятельные смысловые оттенки. Со времен Аристотеля понятием «этика» стали обозначать ту область философских знаний, которая изучает человеческие добродетели. Все этические учения прошлого и настоящего имеют своей целью рациональное обоснование морали, выявление ее общего, сущностного значения, выраженного в системе норм, законов, ценностей, принципов, категорий. В этом смысле, этика в теоретической форме выступает как выражение высших моральных ценностей. Мораль и нравственность, соответственно, определяют значения этического знания в единичном и особенном. Это сфера психологического, чувственно-эмоционального восприятия этических норм, область свободы нравственного выбора, практических поступков людей.

С древнейших времен ни одно человеческое сообщество неспособно было существовать и развиваться вне соблюдения определенных взаимных обязанностей, правил, норм поведения. Эта необходимость согласования интересов людей служила условием выживания, сохранения общественных структур, их относительной гармонии и устойчивой динамики развития. Эти взаимные обязанности постепенно становились достоянием нравственного сознания. Приобретая устойчивый характер, они теряли непосредственную связь с исторически определенными условиями жизни людей, превращались в устойчивые нормы нравственного поведения, привычки, традиции, нравы и обычаи людей.

Как неотъемлемое условие человеческой жизни, общественной самоорганизации мораль предшествует познанию. В то же время моральное начало, осознаваемое длительное время как безотчетно-должное, требует, рано или поздно, своего рационального обоснования, теоретического осмысления. Первые исторически известные образцы этических учений возникают сравнительно поздно, в рамках древневосточных философских традиций и в эпоху Античности. Они лишь условно соответствуют современному пониманию теоретических проблем морали и носят, преимущественно, характер практических нравоучений, философских дискуссий о благе и добродетели, о сравнительной ценности слов и дел, намерений и поступков, природе добра и зла. Зрелые этические учения, в систематизированной форме обосновывающие цели познания, всеобщие принципы, нормы и правила морали, формируются только в рамках философии Нового времени.

Теоретическое, рациональное обоснование морали менее всего служит задаче приращения научного знания. Этику лишь условно можно называть наукой о морали. Да это и не нужно. Она формирует идеальные представления о нравственно должном. Мораль говорит не о том, что было, есть и будет. Основываясь на обобщении практики поведения людей, она говорит о том, что должно быть. Мораль замкнута на человека. Она -- атрибут его существования, показатель его социальности. Мораль по природе своей субъективна. Целью этики, по словам Аристотеля, являются не знания вообще, а содержание и оценка поступков. Не случайно он называл этику практической философией.

Отношения людей в обществе бесконечно многообразны и в то же время конкретны. Они всегда строятся по поводу чего-то. Мораль, в отличие от конкретных, предметно обусловленных действий, всеобща. Она -- универсальная общественная форма отношений людей, которая существует изначально и является условием возможности этих отношений. Иначе, мораль проявляет себя как общественное начало в человеке. Она связывает людей воедино до всех их прочих связей. Это единственно возможное условие взаимного сосуществования людей, то пространство, в рамках которого человеческое бытие разворачивается именно как человеческое.

Как общественная форма отношений мораль не принижает и не нивелирует многообразие конкретных, предметно обусловленных отношений между людьми, между человеком и природой. Всякое единичное отношение, действие, поступок изначально моральны. Это далеко не всегда очевидно. Чаще всего нравственное начало скрыто, завуалировано иными пластами действий, характеров людей, объективно заданными условиями личной и общественной жизни. Кроме того, моральный выбор человека непосредственно зависит от его природной заданности и личностных параметров. Эгоистические, утилитарные стремления нередко толкают человека на поступки, несовместимые с нормами морали, порождают явления корыстолюбия, жадности, ненависти, зависти, делают его поведение аморальным. Эти тенденции могут усугубляться личностной нравственной невоспитанностью, реальными условиями бытия. Но даже безнравственность есть также проявление морали, только со знаком минус. Это необходимое условие сравнимости поступков, моральной оценки.

Бесчисленные зигзаги и хитросплетения человеческой истории и сопутствующей им моральной заданности всей социальной деятельности не затмевают добродетельных начал сосуществования людей, их поступков. Свобода человеческой воли и морального выбора позволяют преобразовывать морально общее, универсальное в личностно данное, в область конкретных дел и поступков, в практическую плоскость жизни. Любовь, справедливость, сострадание и иные нравственные добродетели определяют поведение человека, соединяют его с другими людьми, являются конечными причинами целостности и преемственности исторического процесса. В этом скрыт высший смысл практического значения морали и выражающих ее сущностных начал этических учений.

По природе своей этика призвана решать практические нравственные проблемы. Ее задачей является не только теоретическое описание и объяснение морали, но прежде всего обоснование нравственных идеалов, образцовых моделей человеческих отношений и способов их реализации. Формализованные значения этих идеалов в виде системы нравственных норм, заповедей, традиций, сословных и профессиональных моральных кодексов служат условием и инструментом нравственного воспитания, нормативной моральной регуляции отношений людей в обществе, оценки их поступков.

Этическое знание, выраженное в системе моральных норм и ценностей, существует не само по себе, а только в связи с человеком, его сознанием и деятельностью. Этика наделяет человека статусом творца и носителя нравственности, определяет его как изначальную ценность и конечную цель функционирования моральной системы. Уже самые ранние этические учения рассматривают человека в качестве единственного и высшего критерия определения практически заданной общественной природы морали. Именно мораль служит универсальным способом и средством самопознания и самосовершенствования личности. Она обеспечивает высшую общественную и личную целесообразность, поддержание гармонии человека и общества, устойчивости всех звеньев общественного бытия.

Задача курса этики -- сформировать сознательное отношение к жизни, передать моральные ценности, выработанные человечеством, новым поколениям. Выработка нового типа морали, соответствующего постиндустриальному обществу, предполагает критический анализ имеющихся этических систем, диалог с различными этическими школами и направлениями, обоснование современной морали как идеала и норм нравственного поведения людей.