Взносы в свете закона ФЗ №66-ФЗ от 15.04.1998г.

Садоводческое или дачное товарищество, являясь некоммерческой организацией, как правило, не имеет прибыли. Деятельность товарищества осуществляется на средства его членов, вносимые в соответствии с решениями собраний в кассу товарищества или на его расчетный счет. В соответствии со ст.21 п.1 пп.10-12 ФЗ №66-ФЗ от 15.04.1998 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" , к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся
"10) принятие решений о формировании и об использовании имущества такого объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры, а также установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов;
11) установление размера пеней за несвоевременную уплату взносов, изменение сроков внесения взносов малообеспеченными членами такого объединения;
12) утверждение приходно-расходной сметы такого объединения и принятие решений о ее исполнении".

Согласно ст.21 п.3 пп.12 ФЗ №66-ФЗ от 15.04.1998 , "общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения не может проводиться в заочной форме, если в повестку дня включены вопросы утверждения приходо-расходной сметы, отчеты правления и ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения".

Статья 22 п.3 пп.4 ФЗ №66-ФЗ от 15.04.1998 в компетенцию правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения включает "составление приходно-расходных смет и отчетов такого объединения, представление их на утверждение общего собрания его членов (собрания уполномоченных)".

Процитированными выше положениями закона требования к процедуре установления взносов в садоводческом или дачном товариществе исчерпываются. О допустимом размере взноса и порядке его исчисления закон не говорит вообще, оставляя этот вопрос на усмотрение общего собрания, которое утверждает тот или иной взнос в составе приходно-расходной сметы.

С человека или с сотки?

Членский взнос складывается из составляющих, из которых наиболее значимыми являются четыре:
- поощрение членам правления и его председателю;
- налог за земли общего пользования;
- плата за пользование имуществом и услугами товарищества (на зарплату электрику, водолею, сторожу).
Очевидно, что в размере доли, вносимой на поощрение правления, члены товарищества должны быть равны, невзирая на неравенство размеров их земельных участков. Это следует хотя бы из равенства членских прав каждого садовода. Составляющая на налог за земли общего пользования должна исчисляться пропорционально площади земельных наделов. Плата за пользование общим имуществом товарищества должна взиматься только с тех членов, которые этими благами пользуются, и с учетом размера земельных участков пользователей, что соответствует требованиям ст.249 ГК РФ : "Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению" .

Вполне понятно, что целевой взнос на создание объектов инфраструктуры для каждого члена должен исчисляться пропорционально площади участка, поскольку затраты на прокладку водопровода, дороги, электролинии тем выше, чем больше площади земельных наделов членов товарищества.

Сказанное о способах исчисления членского и целевого взносов является не более, чем моими пожеланиями на этот счет. Поскольку прямых указаний по порядку исчисления взносов в законе №66-ФЗ от 15.04.1998 нет, члены товарищества вправе сами установить, в рамках Устава или решения общего собрания, порядок расчета и уплаты взносов.

Пеня (неустойка) на взносы

В соответствии со ст.21 п.1 пп.11 ФЗ №66-ФЗ от 15.04.1998 , общее собрание садоводческого (дачного) товарищества вправе утверждать пени за несвоевременную уплату взносов. Специальных требований о размере и порядке исчисления пени закон №66-ФЗ от 15.04.1998 не устанавливает, поэтому к пени на взнос применяются правила главы 23 ГК РФ "Обеспечение исполнения обязательств" . Часть вторая этой главы в статьях 330-333 содержит положения о неустойке.

Статья 330. Понятие неустойки
1. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
2. Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

Статья 331. Форма соглашения о неустойке
Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.
Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке.

Статья 332. Законная неустойка
1. Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
2. Размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает.

Статья 333. Уменьшение неустойки
Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

Таким образом, решение о пени должно быть принято общим собранием и записано в протокол (письменная форма). Члены товарищества, даже если процедуры проведения собрания и принятия решения о неустойке были соблюдены, вправе требовать в суде ее уменьшения.

Индексация взносов

В том случае, если решение о пенях за несвоевременную уплату взносов собранием не принималось, товарищество все же вправе требовать с членов-должников уплаты просроченных взносов с учетом процентов за неправомерное удержание денежных средств. Требование к садоводу о взыскании задолженности в проиндексированном размере может быть заявлено в суде. Общие положения об индексации денежных и взимании процентов за просрочку их исполнения обязательств содержатся в статье 395 Гражданского Кодекса .

Статья 395. Ответственность за неисполнение денежного обязательства
1. За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
2. Если убытки, причиненные кредитору неправомерным пользованием его денежными средствами, превышают сумму процентов, причитающуюся ему на основании пункта 1 настоящей статьи, он вправе требовать от должника возмещения убытков в части, превышающей эту сумму.
3. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.

Давность взносов

В п.2 ст.266 НК РФ дается определение безнадежным долгам: "Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации" .

Согласно главе 12 статьям 196, 198, 207 Гражданского Кодекса РФ , общий срок исковой давности устанавливается в три года. Срок исковой давности не может быть изменен соглашением сторон. Срок исковой давности распространяется и на пени, установленные собранием применительно к просроченному взносу.

Следует заметить, что денежное обязательство и по истечении срока давности может быть исполнено должником добровольно. При этом должник лишается права требовать возврата выплаченных средств даже в том случае, если об истечении срока давности он не был осведомлен. Соответствующее правило установлено статьей 206 ГК РФ : "Должник или иное обязанное лицо, исполнившее обязанность по истечении срока исковой давности, не вправе требовать исполненное обратно, хотя бы в момент исполнения указанное лицо и не знало об истечении давности" .

Возврат целевых взносов законом не предусмотрен

В соответствии со ст.19 п.1 пп.6 ФЗ №66-ФЗ от 15.04.1998 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" , член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право "при отчуждении садового, огородного или дачного земельного участка одновременно отчуждать приобретателю долю имущества общего пользования в составе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества в размере целевых взносов" . Закон, таким образом, устанавливает право продавца продать участок вместе с соответствующей долей имущества общего пользования, но не устанавливает такой обязанности. Что означает: если выбывший из членов товарищества садовод не обратился в правление за получением причитающейся ему доли в имуществе общего пользования, то эта доля считается перешедшей новому владельцу земельного участка.

По поводу возмещения вышедшему из товарищества садоводу его затрат, понесенных в целях создания имущества общего пользования, в ст.16 п.4 ФЗ №66-ФЗ от 15.04.1998 имеется единственное указание на то, что "порядок выплаты стоимости части имущества или выдачи части имущества в натуре в случае выхода гражданина из членов такого объединения или ликвидации такого объединения" в обязательном порядке указывается в Уставе. Положений о процедуре возврата целевых взносов, как таковых, закон ФЗ №66-ФЗ от 15.04.1998 не содержит.

Целевой взнос, его размер утверждается общим собранием. Стоимость имущества, например, может быть определена независимым оценщиком. Вполне понятно, что целевые взносы и стоимость созданного за их счет имущества - нетождественные вещи. К неравенству взносов и стоимости приводит износ имущества, подорожание или обесценивание имущества с течением времени, даже то, что из собранных целевых взносов на создание имущества могла быть израсходована только часть, другая же часть была разворована.

Поскольку возможность и порядок возмещения стоимости доли общего имущества выходящему из товарищества садоводу определяются исключительно Уставом, от его формулировок и зависит практическая осуществимость такого возмещения. На мой взгляд, самой прогрессивной записью для Устава будет что-то наподобие "выходящему из товарищества стоимость его доли в общем имуществе выплачивается в размере целевых взносов" . В этом случае размер выплаты определить очень легко, достаточно сложить целевые взносы, уплаченные садоводом за время его членства.

Теоретическую возможность выплаты, с малостью шансов на ее безболезненное осуществление, дает такая запись (найденная мною в одном из действующих Уставов): "выходящему из товарищества возмещаются взносы на создание имущества общего пользования за вычетом стоимости износа имущества общего пользования" . Выплата спотыкается о стоимость износа, и, если правление (собрание), идя навстречу садоводу, стоимость износа волевым решением не определит, выходящему останется решать вопрос цены износа, пожалуй, только в рамках судебной аудиторской экспертизы, что может оказаться дороже самих внесенных в кассу товарищества целевых взносов. Приведенная формулировка, очевидно, не принесет пользы никому, усложняя для садовода процедуру возврата взносов, а товариществу угрожая существенными судебными издержками при взыскании уплаченных взносов через суд.

Приводимые ниже решение и определения суда хорошо иллюстрируют разное содержание понятий целевой взнос и стоимость имущества . В этой судебной истории вышедший из членов садоводства истец проявил принципиальную настойчивость по взысканию с садоводческого товарищества целевых взносов, уплаченных им за все время своего членства. Позиция суда была не менее принципиальной. При рассмотрении дела в первой инстанции, в кассации, в надзорной инстанции в удовлетворении иска было отказано с формулировкой "возврат целевых взносов законом не предусмотрен" .

В кассационном определении, в числе прочего, указывается на заключенный, при выходе из членства, между садоводом и СНТ договор пользования имуществом, как на препятствие к взысканию доли от стоимости имущества. Таким договором разрешается "вопрос между вышедшим из состава СНТ членом... о порядке пользования созданным за счет целевых взносов общим имуществом товарищества" . После заключения договора о возврате стоимости имущества можно забыть.

На мой взгляд, истцом при подаче иска была допущена ошибка, состоящая в том, что требование о возврате целевых взносов было заявлено им, как нематериальное. Требование звучало: "обязать вернуть целевые взносы..." В подобных исках требование должно быть материальным, т.е. следует писать так: "взыскать с ответчика в пользу истца...рублей" , а обстоятельства, связанные с взыскиваемыми деньгами, указывать в основаниях иска (платились целевые взносы в общей сумме.., согласно Уставу взносы или стоимость имущества возвращаются выходящему из состава товарищества и т.д.). Не надо раскрывать назначения взыскиваемых денег в самом исковом требовании, чтобы не принципиализировать иск до его категорической неудовлетворимости.

Сказанное в этой главе справедливо в отношении целевых взносов, направляемых, в соответствии с ФЗ №66-ФЗ от 15.04.1998г., на создание имущества общего пользования садоводческого или дачного некоммерческого товарищества. Что касается членских взносов, то они возврату или зачету от старого владельца в счет нового не подлежат ни в каком случае. Достаточно распространенное незаконное требование правлений к вновь вступившим в члены товарищества уплатить членские взносы за прежнего владельца исполнять не следует. Такое требование может быть предъявлено только к прежнему владельцу, и никогда - к новому собственнику земельного участка.

Дмитрий Охапкин, август 2011


ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ УПЛАТЫ ВЗНОСОВ И ИНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В САДОВОДЧЕСКОМ НЕКОММЕРЧЕСКОМ ТОВАРИЩЕСТВЕ И РАСХОДОВАНИИ СРЕДСТВ СНТ

2. Взносы членов СНТ

7. Фонды СНТ

7.2 Целевой фонд СНТ

7.3 Специальный Фонд СНТ

1. Общие положения о порядке уплаты взносов в СНТ

1.1. Настоящее Положение использует нормы Федерального закона № 66-ФЗ от 15 апреля 1998 года «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», других отраслей права, Устава Садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ) и комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, определяет порядок уплаты обязательных платежей в Товарищество в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации и Уставом СНТ.

1.2 Настоящее Положение:

1.2.1 Определяет порядок уплаты обязательных платежей в Товарищество гражданами, имеющими законное право собственности, владения или пользования садовыми участками, расположенными в границах территории СНТ, являющимися членами СНТ или индивидуальными садоводами, ведущими садоводство в индивидуальном порядке на основании Договора о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования СНТ.

1.2.2 Определяет общий порядок расходования средств СНТ.

2. Взносы членов СНТ

2.1 Члены СНТ обязаны уплачивать членские и целевые взносы, предусмотренные Федеральным законом № 66 от 15.04.1998 г. и Уставом Садоводческого некоммерческого товарищества.

2.2 Членские взносы, предназначены для компенсации затрат СНТ на оплату труда работников, заключивших трудовые договора с СНТ, оплату коммунальных услуг для объектов общего пользования, расходы на содержание и ремонт объектов общего пользования СНТ, а также другие текущие расходы СНТ. Членский взнос эквивалентен плате за пользование объектами инфраструктуры для членов СНТ.

2.3 Плата за пользование объектами инфраструктуры не включает в себя платежи за коммунальные ресурсы для отдельных членов СНТ.

2.4 Размер членских взносов для членов СНТ (размер членского взноса за один участок) определяется на основании годовой приходно-расходной сметы, утвержденной на Общем собрании членов Товарищества и распределяется на количество участков по утвержденному кадастровому плану и пропорционально площади занимаемого земельного участка (занимаемых земельных участков).

2.5 Целевые взносы предназначены для приобретения (создания), выполнения капитального ремонта, а так же реконструкции объектов общего пользования СНТ, являющихся совместной собственностью его членов.

2.6 Паевой взнос (вступительный) формирует имущество общего пользования. Паевой взнос для нового садовода (вступительный взнос) предназначен для компенсации затрат в приобретении (создании) имущества общего пользования, размер паевого вступительного взноса равен пятикратному размеру членского взноса за один участок. Паевый вступительный взнос уплачивается кандидатом в члены Товарищества в денежной форме за 14 дней до дня рассмотрения Общим собранием членов СНТ вопроса о приеме в члены товарищества. В случае отказа принять в члены товарищества кандидату указанный взнос возвращается в течение 14 дней со дня принятия данного решения. Неуплата вступительного взноса является основанием для отказа принять кандидата в члены СНТ.

2.7 Неиспользование членом Товарищества земельного участка, либо отказ от пользования общим имуществом не являются основанием для освобождения его полностью или частично от участия в общих расходах на содержание и ремонт общего имущества.

3. Взносы Индивидуальных садоводов

3.1 Граждане, не являющиеся членами СНТ, но имеющие законное право собственности, владения или пользования садовым участком, расположенным в границах территории Товарищества, ведущие садоводство в индивидуальном порядке (ст. 8 ФЗ-66) осуществляют свое право пользования имуществом общего пользования за плату, в соответствии с Договором о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования СНТ.

3.2 Индивидуальные садоводы, в рамках Договора о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования СНТ регулярно оплачивают Товариществу следующие платежи:

3.2.1 Взносы за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования СНТ – регулярно вносимые Индивидуальными садоводами на оплату труда работников, заключивших трудовые договоры с Товариществом, и другие текущие расходы СНТ.

Размер платы за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования Товарищества для Индивидуальных садоводов, при условии внесения ими целевых взносов на приобретение (создание) указанного имущества в порядке, установленном настоящим Положением, не может превышать размер членских взносов для членов СНТ.

В случае если индивидуальный садовод не участвовал в приобретении (создании) имущества общего пользования или имеет задолженность по целевым взносам на приобретение (создание) объектов инфраструктуры и имущества общего пользования, размер взноса за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования СНТ рассчитывается с повышающим коэффициентом 2,0 относительно размера членских взносов, установленных Общим собранием Товарищества.
Плата за пользование объектами инфраструктуры не включает в себя платежи за коммунальные ресурсы для отдельных Индивидуальных садоводов.

3.2.2 Взносы на приобретение (создание) объектов инфраструктуры и имущества общего пользования Товарищества - вносимые Индивидуальными садоводами на приобретение (создание), капитальный ремонт и реконструкцию объектов общего пользования.

4. Обязательства садоводов при выходе из СНТ, при отчуждении и приобретении прав на участки

4.1 Взаиморасчеты при выходе члена СНТ из Товарищества для приобретения им статуса индивидуального садовода

4.1.1 В соответствии с п.1 ст. 19 Федерального Закона № 66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», член СНТ вправе добровольно выйти из Товарищества с одновременным заключением с таким объединением договора о порядке пользования и эксплуатации инженерных сетей, дорог и другого имущества общего пользования;

4.1.2 При выходе члена Товарищества из СНТ он обязан произвести сверку платежей с бухгалтерским работником Товарищества и погасить (при ее наличии) задолженность по уплате взносов и платежей за весь период его владения/пользования участком, предшествующий выходу из СНТ с учетом установленных Общим собранием пени за просрочку взносов и платежей. При этом между СНТ (в лице Председателя Правления) и гражданином может быть заключено Соглашение о порядке погашения задолженности.

4.1.3 После проведения взаиморасчетов, при отсутствии задолженности перед СНТ, член Товарищества, желающий выйти из него, обращается в Правление с безотзывным заявлением и заключает Договор о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования СНТ по форме, утвержденной Правлением Товарищества.

4.1.4 Исключение гражданина из членов СНТ, в соответствии с законодательством, происходит на основании решения Общего собрания, которое закрепляет за ним статус индивидуального садовода, что дает ему права и возлагает обязанности, регламентированные Договором, Уставом и внутренними регламентами СНТ.

4.1.5 Выплата стоимости части общего имущества, созданного за счет целевых взносов, уплаченных Индивидуальным садоводом за период его членства в СНТ не производится.

4.2 Взаиморасчеты с Товариществом при отчуждении земельного участка

4.2.1 При отчуждении участка член СНТ или индивидуальный садовод обязаны произвести сверку платежей с бухгалтерским работником Товарищества и погасить (при ее наличии) задолженность по уплате взносов и платежей за весь период его владения/пользования участком, предшествующий дате перехода прав собственности на участок с учетом установленных Общим собранием пени за просрочку взносов и платежей.

4.2.2 Согласно законодательству, член СНТ вправе при отчуждении садового участка одновременно отчуждать приобретателю долю имущества общего пользования в составе Товарищества в размере целевых взносов. В том случае, если член СНТ принял решение воспользоваться этим правом, он обязан сообщить об этом в своем заявлении в Правление Товарищества. В противном случае в заявлении высказывается просьба о выплате стоимости его доли в общем имуществе в размере уплаченных целевых взносов. Возврат 100% уплаченных целевых взносов производится в течение 3 месяцев с даты последнего из следующих событий:

– погашение в полном объеме задолженности перед Товариществом;

– переход права на участок;

– дата заявления.

4.2.3 После проведения взаиморасчетов, при отсутствии задолженности перед Товариществом, Садовод, желающий произвести отчуждение участка, обращается в Правление с заявлением в ответ на которое Председатель Правления выдает садоводу Справку об отсутствии задолженности перед Товариществом.

4.3 Участие новых садоводов в создании инфраструктуры СНТ

4.3.1 Новый правообладатель участка автоматически признается участвовавшим в создании объектов инфраструктуры СНТ и освобождается от оплаты вступительного взноса нового садовода при выполнении одновременно двух условий:

– если при отчуждении участка бывшим членом СНТ его доля в общем имуществе Товарищества была отчуждена в пользу нового правообладателя и бывший член СНТ не имеет задолженности перед Товариществом,

– если право нового садовода на участок возникло в порядке наследования и умерший член СНТ не имеет задолженности перед Товариществом,

4.3.2 Во всех иных случаях для признания нового садовода участвовавшим в создании общего имущества СНТ он должен заплатить вступительный взнос нового садовода, размер которого определяется размером задолженности бывшего правообладателя участка с учетом пени, но не может быть меньше Минимального размера вступительного взноса нового садовода, определенного Общим собранием.

4.3.3 За исключением случая перехода прав собственности на участок в порядке наследования, внесение новым садоводом вступительного взноса не освобождает бывшего правообладателя от обязательств перед СНТ.

4.4.4 Новый садовод оплачивает вступительный взнос в течение разумного срока после приобретения права на участок, но не позднее, чем в течение 10 дней с даты получения от Правления соответствующего Платежного требования. Неуплата вступительного взноса влечет за собой отказ в приеме нового садовода в члены СНТ и сохранение за ним статуса индивидуального садовода, не участвовавшего в создании объектов инфраструктуры Товарищества. Это влечет за собой обязательства по оплате взносов за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования СНТ с повышающим коэффициентом 2,0 относительно размера членских взносов, установленных Общим собранием Товарищества.

4.4.5 В том случае, если новый правообладатель обратился в Правление с заявлением о приеме в члены СНТ он, помимо статуса индивидуального садовода приобретает дополнительный статус члена Товарищества.

4.4.6 Обязательства по внесению регулярных платежей в Товарищество возникают у нового садовода с даты приобретения им права на участок или начала фактического пользования им, в зависимости от того, какое событие наступит раньше. Данные обязательства регулируются Договором о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования СНТ, заключаемым с этой даты.

4.4.7 Прием нового садовода в члены СНТ, в соответствии с законодательством, происходит на основании решения Общего собрания членов садоводческого Товарищества (Собрания уполномоченных), которое присваивает ему статус члена СНТ, что дает ему права и возлагает обязанности, регламентированные Уставом, настоящим Положением и другими внутренними регламентами СНТ.

5. Коммунальные платежи в СНТ

5.1 СНТ распределяет затраты на потребленные Товариществом коммунальные ресурсы среди членов СНТ и индивидуальных садоводов пропорционально их фактическому потреблению, которое определяется в соответствии с показаниями приборов учета. Тариф на коммунальные ресурсы определяется и утверждается по одному из двух различных методов:

Метод_1 Тариф рассчитывается по результату арифметического деления стоимости ресурса, потребленного Товариществом в целом (в соответствии с показаниями общего счетчика) на сумму показаний индивидуальных счетчиков садоводов. Тариф утверждается совместным решением Правления и Контрольно-ревизионной комиссией СНТ. Оплата потребленной энергии в конце учетного периода, по факту.

Метод_2. Тариф рассчитывается как произведение тарифа, определенного договором с ресурсоснабжающей организацией на повышающий коэффициент, учитывающий потери на передачу коммунального ресурса в сетях Товарищества и затраты ресурса на общие нужды. Тарифный коэффициент рассчитывается бухгалтерией СНТ и утверждается Общим собранием. По итогам отчетного периода, положительная разница между фактической оплатой Товарищества поставщику ресурса и суммой поступивших платежей подлежит уплате членами СНТ в виде корректирующего платежа за ресурс. Отрицательная разница поступает в Эксплуатационный фонд и расходуется на нужды Товарищества в соответствии с утвержденной Приходно-расходной сметой. При расчете тарифа по методу_2 оплата за коммунальный ресурс осуществляется ежеквартально.

5.2 Размеры тарифов по коммунальным платежам являются едиными для Индивидуальных садоводов и членов СНТ.

6. Порядок уплаты платежей в СНТ

6.1 Члены СНТ обязаны своевременно уплачивать членские и иные взносы, предусмотренные Федеральным законом и уставом Товарищества, налоги и платежи;

6.2 Садоводы производят платежи, предусмотренные настоящим Положением в сроки, установленные решениями Общего собрания членов СНТ или Правлением Товарищества, а так же другие платежи, установленные индивидуальными договорами или требованиями законодательства путем перечисления денежных средств на расчетный счет СНТ. Оплата членских взносов производится до 01 июня текущего года. Датой оплаты считается дата зачисления денежных средств. По согласованию с Правлением, оплата возможна путем внесения денежных средств в кассу СНТ – в этом случае, документом, подтверждающим оплату, является бланк строгой отчетности, выдаваемый плательщику кассиром Товарищества.

6.3 В случае просрочки оплаты любого из платежей, предусмотренных данным Положением, садоводы выплачивают пени в размере 0,1 % от суммы неуплаченного платежа за каждый день просрочки, но не более суммы просроченного платежа. Член Товарищества (индивидуальный садовод) освобождается от уплаты пеней (штрафа), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине СНТ.

6.4 Величина пени может быть изменена решением Общего собрания членов СНТ. Уплата пени не освобождает члена Товарищества от уплаты взноса.

6.5 В случае систематической неуплаты взносов и иных обязательных платежей в Товарищество, Правление обязано предпринять все возможные законные действия для погашения задолженности: от наложения дисциплинарных мер воздействия до обращения в суд. Признаки систематической неуплаты утверждаются решениями Правления СНТ.

7. Фонды СНТ

7.1 Эксплуатационный Фонд СНТ

7.1.1 Эксплуатационный фонд СНТ формируется за счет членских взносов членов Товарищества, платы за пользование объектами инфраструктуры, компенсационных платежей, пени за неуплату коммунальных платежей.

7.1.2 Средства эксплуатационного фонда направляются на содержание имущества общего пользования СНТ (далее – Инфраструктура).

7.1.3 Имущество общего пользования Товарищества - имущество (в том числе земельные участки общего пользования), предназначенное для обеспечения в пределах территории СНТ потребностей членов Товарищества в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, общие ворота и заборы, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное). К инфраструктуре СНТ в частности относятся:

– земли общего пользования СНТ в установленных границах;

– улицы и проезды (от границ СНТ до границы садового участка) как линейные объекты недвижимости;

– линии электропередач (от вторичной обмотки трансформатора до индивидуального прибора учета Потребителя);

– ограда вдоль границ СНТ;

– здания и сооружения, созданные для охраны и обслуживания общего имущества Товарищества, предоставления коммунальных услуг и обеспечения безопасности;

– оборудование, находящееся за пределами или внутри индивидуальных садовых участков и обслуживающее более одного садового участка;

– иные объекты в границах СНТ, предназначенные для обслуживания членов Товарищества и индивидуальных садоводов, отчуждение или передача в пользование которых может привести к ущемлению прав и законных интересов членов Товарищества и/или индивидуальных садоводов.

7.1.4 Средства эксплуатационного фонда расходуются в соответствии с утвержденной Общим собранием Приходно-расходной сметой на следующие нужды (включая, но не ограничиваясь);

– мероприятий по обеспечению коллективной безопасности, в т.ч пожарной;

– обследование состояния объектов общего имущества и имущества Товарищества как юридического лица;

– вывоз мусора;

– обеспечение сохранности имущества, находящегося на территории СНТ;

– затраты на содержание других объектов, относящихся к инфраструктуре Товарищества;

– налог на земли общего пользования, другие налоговые платежи Товарищества как юридического лица, в т.ч. налоги, выплачиваемые Товариществом как налоговым агентом;

– поощрение членов Правления и членов других выборных органов СНТ;

– оплату труда лиц, привлекаемых по трудовым и гражданско-правовым договорам для текущих нужд Товарищества;

– обеспечение деятельности Правления, Ревизионной комиссии: почтовые затраты и услуги связи, представительские расходы, затраты на канцтовары и расходные материалы для оргтехники;

– консультационные услуги;

– защиту законных прав Товарищества.

7.1.5 Правление вправе одобрить превышение затрат по отдельным расходным статьям Приходно-расходной Сметы до 30% от запланированной суммы, но таким образом, чтобы не превышать суммарных затрат за счет средств Эксплуатационного фонда, предусмотренных на планируемый период более, чем на 15%.

7.2 Целевой фонд СНТ

7.2.1 Целевой Фонд формируется за счет:

– Целевых взносов членов СНТ;

– Взносов на приобретение (создание) объектов инфраструктуры и имущества общего пользования Товарищества, выплачиваемых Индивидуальными садоводами.

7.2.2 Средства целевого фонда расходуются в соответствии с утвержденной Общим собранием Приходно-расходной сметой на следующие нужны (включая, но не ограничиваясь);

– строительство, капитальный ремонт и реконструкция дорог на территории Товарищества;

– строительство, капитальный ремонт, реконструкция зданий, являющихся общей собственностью СНТ (Сторожка, офис правления и пр.);

– строительство, капитальный ремонт, реконструкция сооружений и инженерных систем, являющихся общей собственностью СНТ (общий забор, ворота и пр.);

– проектирование и исполнение функций заказчика по проектам строительства/ремонта/реконструкции;

– оформление имущественных прав на созданные объекты, относящиеся к общему имуществу и имуществу Товарищества как юридического лица.

7.2.3 Правление вправе одобрить превышение затрат по отдельным расходным статьям Приходно-расходной Сметы до 30% от запланированной суммы, но таким образом, чтобы не превышать суммарных затрат за счет средств Целевого фонда, предусмотренных на планируемый период более, чем на 15%.

7.2.4 В том случае, если оплата одному подрядчику превышает 30 000 рублей или 2,5 % от суммарного объема плановых затрат из средств Целевого фонда, обязательна процедура конкурсного выбора подрядчика.

7.2.5. Запрещается расходование бюджетных средств СНТ без оформленного в установленном порядке протокола собрания членов Правления СНТ.

7.3 Специальный Фонд СНТ

7.3.1 Специальный фонд формируется за счет:

– вступительных взносов новых садоводов;

– доходов от хозяйственной, инвестиционной, финансовой деятельности СНТ;

– пени за просрочку уплаты взносов и обязательных платежей;

– средств целевого фонда, направляемых в Специальный фонд только по специальному решению Правления СНТ;

– членских взносов, направляемых в специальный фонд по особому решению Правления СНТ.

– средств, предоставленных СНТ в соответствии со статьями 35, 36 и 38 ФЗ-66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»;

– благотворительных взносов.

7.3.2 Средства Специального фонда расходуются в соответствии с утвержденной Общим собранием Приходно-расходной сметой на следующие нужны (включая, но не ограничиваясь);

– создание и покупка основных средств, принадлежащих СНТ как юридическому лицу;

– закупку современных средств производства, применяемых при благоустройстве, уборке и обработке садовых участков;

– выплат членам СНТ, отчуждающим земельный участок, стоимости их доли в общем имуществе (согласно п. 4.2 настоящего Положения).

7.3.3 Средства Специального Фонда в оперативном порядке, по решению Правления могут перераспределяться в Целевой фонд и Эксплуатационный Фонд.

7.3.4 Средства Специального фонда при утверждении Приходно-расходной сметы СНТ могут быть решением Правления перераспределены в Эксплуатационный фонд и Целевой Фонд.

7.3.5 Имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет средств специального фонда, образованного по решению СНТ, является собственностью такого СНТ как юридического лица.

8. Временные партнерства для реализации инициативных проектов

8.1 В случае, если для создания/реконструкции крупного объекта общего имущества, необходимого СНТ, средств Целевого фонда СНТ недостаточно, отдельные садоводы могут образовывать временные партнерства для реализации части (этапа) такого проекта для ускорения его реализации и возможности более быстрого получения его результата для участников такого временного партнерства.

8.2 Границы проекта – согласованный Правлением объем (участок) работ, который удовлетворяет следующим признакам:

– Данный объем (участок) работ является минимально необходимым для того, чтобы участники проекта достигли преследуемых целей проекта;

– Выполнение данного объема работ экономически целесообразно для других садоводов;

8.3 До открытия проекта Инициаторы проекта обязаны известить о своей инициативе всех садоводов, которых этот проект затрагивает: предложить им вступить во временное партнерство и внести соответствующие платежи.

8.4 Участники инициативного проекта не должны преследовать инвестиционные цели от участия в нем.

8.5 Участники проекта до его начала выбирают казначея - лицо, ответственное за сбор и расходование денежных средств и руководителя проекта – лицо, ответственное за его реализацию. Кандидатуры казначея и руководителя проекта должны быть утверждены решением Правления, после чего казначей вправе начинать сбор платежей.

8.6 Условием начала реализации проекта является достаточность денежных средств, собранных Инициативной группой, т.е. отсутствие необходимости привлечения дополнительных средств для полного расчета с подрядными организациями.

8.7 Все решения участников проекта принимаются большинством голосов от числа участников проекта, внесших свои взносы на момент принятия решения. Решения участников проекта оформляются протоколом за подписью руководителя проекта и казначея.

8.8 Платежи всех участников временного партнерства должны быть пропорциональными количеству участков, имеющимися в их владении. Участники временного партнерства вправе предусмотреть в смете (калькуляции) инициативного проекта вознаграждение Казначею и руководителю проекта.

– вести учет собранных средств;

– согласовывать с участниками временного партнерства изменения в Смете (калькуляции);

– согласовать с участниками временного партнерства форму отчетности по платежам, осуществляемым за счет доверенных ему средств;

– вести учет средств, расходуемых в рамках проекта и по первому требованию отчитываться перед членами партнерства о расходовании средств;

8.10 Руководитель проекта обязан:

– согласовать проектные решения с Правлением СНТ;

– разработать Смету (калькуляцию) проекта и согласовать ее с членами временного партнерства;

– нести ответственность за выбор и действия выбранных им подрядных организаций (Исполнителя);

8.11 Допускается совмещение функций руководителя проекта и казначея. Казначей и руководитель проекта могут быть отстранены от этих постов большинством голосов участников проекта. Новый руководитель проекта и/или казначей должны быть утверждены решением Правления СНТ.

8.12 Садоводы, которые не присоединились к проекту в момент его начала, но участки которых находятся внутри границ проекта и которые изъявят желание воспользоваться результатами проекта в той же мере, что и его участники, обязаны компенсировать расходы, понесенные участниками временного партнерства и внести платежи в том же размере (с учетом инфляции), что и остальные его участники.

8.13 После завершения проекта участники партнерства вправе ограничивать доступ к результату проекта для других садоводов, участки которых находятся внутри границ СНТ, но которые не внесли денежный взнос, предусмотренных для всех участников временного партнерства, до момента выплаты вступительного взноса, установленного решением общего собрания участников партнерства.

8.14 Проект считается завершенным, а временное партнерство – ликвидированным при выполнении следующих условий:

– все участники партнерства внесли оговоренные платежи.

– обязательства перед подрядными организациями выполнены;

– финансовый отчет о реализации проекта подписан всеми участниками временного партнерства;

– подписан Акт о вводе в эксплуатацию всего объекта общего имущества СНТ, объект передан на баланс СНТ или эксплуатирующей организации.

8.15 После завершения проекта остаток собранных средств может быть распределен среди участников проекта пропорционально внесенным платежам или по решению пайщиков, направлен на общие нужды всех участников проекта.

8.16 Ответственность за результаты проекта перед СНТ несет руководитель проекта. Ответственность перед участниками проекта несут руководитель проекта и казначей.

8.17 Собранные в рамках инициативного проекта денежные средства не являются средствами СНТ.

9. Прочие положения о порядке уплаты взносов и платежей в СНТ

9.1 Не использование садоводом садового участка либо отказ от пользования общим имуществом и/или коммунальными услугами не является основанием для освобождения садовода полностью или частично от исполнения обязательств по уплате взносов и иных обязательных платежей, предусмотренных данным Положением.

9.2 Неплатежи за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения взыскиваются в судебном порядке.

9.3 Садовод имеет право объединять несколько смежных земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности, в единый земельный участок. При объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается (ФЗ-136 от 25.10.2001). Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (ЕГРП), о чем в свидетельстве о регистрации делается соответствующая запись.

9.4 Садовод обязан обеспечить возможность связи с ним (по телефону, посредством e-mail и пр.) и передачи официальной информации. При изменении персональных данных (фамилия, имя, отчество), адреса регистрации, №№ телефонов, e-mail письменно сообщить об этом лицу, ответственному за ведение Реестра садоводов в течение 10 дней с момента, совершения этих изменений;


С 2019 года, согласно новому закону о СНТ, товарищество получает право взимать членские взносы не чаще, чем 1 раз в месяц, а оплачивать их можно исключительно в безналичной форме на специальный расчетный счет.

Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 29.07.2017 N 217-ФЗ (последняя редакция) - вступает в силу 1 января 2019 года.

Изменения в уплате членских взносов в СНТ которые ждут дачников с 2019 года


Последние новости в сфере ведения деятельности СНТ в 2019 году коснутся и уплаты взносов. В ст. 14 обозначено, что взносы допускаются только в 2 вариантах: целевые; членские.

Кроме этого с финансовой стороны предусмотрены следующие изменения

  • Отмена обязательного вступительного взноса.

  • Самостоятельное определение товариществом суммы и периодичности взноса.

  • Получение для собственников квитанций на оплату взносов, для которых необходимо предварительно изготовить бланки с указанием полных реквизитов некоммерческой организации.

  • Строгое отслеживание расходования поступающих денежных средств только на указанные в законе возможные нужды.
  • Новый закон о деятельности СНТ обяжет с 2019 года уплачивать взносы даже граждан, которые не относятся к членам СНТ, но занимаются на его территории любыми видами садовничества или огородничества. Платежи будут касаться всего, что связано с приобретением, использованием или ремонтом общего имущества. При отказе от уплаты – возможно будет взыскание платежей через суд.

    Изменения, которые ожидают дачников не желающих вступать в СНТ

    Сейчас платеж за пользование объектами инфраструктуры для них не может быть больше, чем для члена товарищества. Но индивидуалы считают, что должны платить гораздо меньше - только за пользование водой, светом, газом, охрану и вывоз мусора. На зарплату председателю и членам правления они скидываться не хотят.

    Теперь придется. Платежи будут одинаковыми для всех. Но и права индивидуалов расширяются. Они смогут участвовать в общих собраниях членов садоводческих объединений и голосовать по всем вопросам, связанным с периодичностью и величиной взносов. Но выбирать правление по-прежнему не смогут.

    В товариществах голосуют по принципу: один собственник - один голос. Если участок принадлежит трем гражданам, только двое из которых члены товарищества, то при голосовании по вопросам деятельности СНТ от участка смогут голосовать только двое, у них будет два голоса. Но по вопросам компетенции собрания собственников - трое. Голосовать можно в очной, очно-заочной и заочной формах.

    Но заочно нельзя избрать председателя и правление, решить вопросы со взносами, с выделением земельных участков, изменить устав, передать имущество в общую долевую собственность. Однако если кворум на общем собрании по этим вопросам так и не собрался, то повторно можно проголосовать в очно-заочной форме.

    Советы юристов относительно нового закона о деятельности СНТ

    Сейчас за члена СНТ могут голосовать представители по доверенности, которую заверяет председатель товарищества. Новый закон лишает его такого права. Представители по-прежнему смогут голосовать на общих собраниях, но только с доверенностью, заверенной нотариусом. Юристы советуют до вступления в силу нового закона на максимальный срок заверить доверенность у председателя.

    По закону, дачники в России теперь - это садоводы и огородники. Раньше объединения дачников, садоводов и огородников могли существовать аж в девяти организационных формах (в том числе и как дачные товарищества и кооперативы). Теперь законодатель предусмотрел только две: либо садоводческое товарищество, либо огородническое товарищество.

    Дачные объединения автоматически причисляются к садоводческим. Но, конечно, никто не запретит человеку называть себя дачниками. Особенно в ситуации, когда у него вообще не садовый или огородный участок, а просто домик в деревне, куда он приезжаете отдохнуть и никакими садово-огородными делами не занимаетесь. Новый закон регламентирует жизнь только на территориях садоводств и огородничеств, а не в населенных пунктах.

    Последовательность действий СНТ после вступления в силу нового закона в 2019 году


    Поскольку новый закон о СНТ упраздняет ряд форм некоммерческих хозяйств, им нужно скорректировать учредительные документы с учетом новых законодательных требований.

    Так, статьей 8 закона №217-ФЗ установлено отражение в уставе 2019 года следующих данных о работе СНТ:


    • названия, учредителей и месторасположения;

    • организационно-правовой формы;

    • предмета и целей деятельности; способа управления (полномочий отдельных органов);

    • условий приема новых членов, исключения или добровольного выхода из рядов товарищества;

    • прав, обязанностей и видов ответственности членов;

    • условий ведения реестра членов некоммерческой организации;

    • порядка уплаты взносов и ответственности при его нарушении;

    • правил формирования, перечня полномочий и состава ревизионной комиссии;

    • порядка формирования или приобретения имущества, предназначающегося для совместного использования;

    • вариантов ознакомления членов с любыми видами информации, касающейся деятельности юридического лица (бухгалтерских отчетов);

    • путей сотрудничества с гражданами, которые не относятся к членам организации, но используют для садоводства (огородничества) земли, относящиеся к ее территории;

    • порядка внесения изменений в Устав;

    • условий ликвидации или реорганизации товарищества; правил принятия решений на общем собрании посредством заочного голосования.

    Эти сведения определяют правила деятельности и индивидуальные данные товарищества как юридического лица, поэтому имеют важное значение для его нормальной работы и должны в обязательном порядке прописываться в его учредительных документах, чтобы они имели законную силу.

    Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.

    Ты только подтверждаешь поговорку:
    "Коня загонит нищий, сев верхом".

    Генрих VI, ч. 3, акт 1
    Вильям Шекспир

    Гениальный англичанин вспомнил о поговорке в одной из своих исторических хроник. А ведь она пришла к нам из средних веков из старой доброй Англии. Прошло уже больше половины тысячелетия, а поговорка не теряет своей актуальности и сегодня. И она непосредственно касается всех наших СНТ. Как? Каким образом? А вспомните. Если Вы, уважаемый садовод, бывали и на других страницах сайта «СНТ "Пищевик" », то видимо обращали внимание на то, что везде рефреном через содержание страниц проходит одна мысль:

    СНТ развивается и процветает там, где садоводы ежегодно, заботливо, с толком, с чувством, с расстановкой вкладывают в своё садоводческое товарищество денежные средства.

    Другими словами смысл английской мудрости в том, что, если нищий сядет на коня, до этого никогда коня не имевший, то он его просто загонит до смерти. Именно так и поступают многие садоводы годами, десятилетиями, ничего не вкладывая в развитие своих собственных СНТ, уподобляясь нищему, который ничего никогда не имел и без понятия, как обращаться с вдруг свалившемся к нему с неба конём. Такое СНТ просто разваливается и любая созидательная деятельность, в том числе на индивидуальных участках, постепенно замирает и сходит на нет.

    Очень часто в связи с этим можно услышать расхожую фразу садоводов: "Правление ничего не делает, забора нет, охраны нет, воды нет, дороги не ремонтируются. Зачем сдавать деньги, если нет никакой отдачи". В этой фразе - вопросе кроется элементарное непонимание главной цели и задачи СНТ, как такового. А именно:

    1. Садоводческое, огородническое, дачное некоммерческое товарищество (кооператив, партнёрство) учреждаются гражданами для решения общих задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Один садовод глобальные ресурсоёмкие задачи решить не может. Для этого создаётся СНТ, как организация садоводов.

    От противников можно услышать дальше: "А мне это вся ваша возня с организацией не нужна. Я и сам справлюсь". Сомневаюсь, что один садовод сможет провести себе электричество, газ, воду, другие инженерные коммуникации, отремонтирует подъездную дорогу к своему участку, сможет защитить своё имущество от воров и решить ещё множество задач с местными властями и государством.

    2. Государство в целях сохранения плодородия земли и извлечения из неё пользы выделяет земельные участки под садоводство . В пределах этих выделов гражданам нарезаются индивидуальные садовые участки. Внутри каждого выдела организуются проезды, улицы, проходы и другие элементы инфраструктуры. Всё это, в конечном итоге, государство закрепляет за садоводами на праве общей (совместной) собственности, как необходимое условие развития садоводства.

    Государство идёт дальше и законодательно закрепляет долю каждого владельца в общей земельной собственности. Примером такого действа со стороны органов государственной власти и самоуправления служат постановление мэрии г. Калининграда № 334 от 07.03.1995 г. "О предоставлении гражданам - членам садоводческого товарищества "Пищевик" Московского района в общую долевую собственность земель общего пользования и в собственность (или аренду) занимаемых ими земельных участков" и постановление № 2232 от 07.08.2002 г. "О внесении изменений в постановления мэра города о предоставлении земель садоводческим товариществам и гражданам - членам товариществ ". В соответствии с последним названным постановлением за каждым членом СНТ законодательно закреплена определённая доля в землях общего пользования.

    Из этого всего следует один важный вывод, необходимый для понимания всей системы СНТ:

    3. Если садовод имеет собственность, то он ею беспрепятственно владеет, пользуется, распоряжается согласно ст. 209 "Содержание права собственности " ГК РФ, что составляет право собственности. Из этого права одновременно на собственника возлагается бремя и риск содержания собственности (ст. 210 "Бремя содержания имущества " ГК РФ).

    Теперь попробуйте сами ответить на вопрос:"Каким образом можно содержать земельный выдел, переданный двумстам, трёмстам, тысяче... садоводов, не включающий в себя участки садоводов?" Со своими индивидуальными садовыми участками более-менее всё понятно. Если Вы его взяли в собственность, значит Вам от этой земли что-то надо, и Вы будете его эксплуатировать в соответствии с разрешённым использованием. То же относится и к другим садоводам - владельцам индивидуальных участков.

    А кто должен организовать разрозненных садоводов-индивидуалов для содержания земли общего пользования ..? Правильно мыслите, господа-товарищи, общее собрание, правление и другие органы СНТ. Они же призваны и контролировать садоводов в пределах своей компетенции и полномочий. Это подтверждает и статья 14 ФЗ-66 от 15.04.1998 г., где чёрным по белому написано, что органы самоуправления сначало выбирают землю для садоводства, затем формируют персональный список граждан будущего садоводческого объединения . Проводится общее учредительное собрание садоводов. И только после государственной регистрации СНТ людям предоставляются земельные участки.

    Конечно существует множество старых СНТ, которые были образованы до выхода в свет ФЗ-66. Здесь важно отметить, что и раньше земельные участки предоставлялись гражданам в составе СНТ. Пусть они и назывались по другому.

    Доводы в пользу организации СНТ, как юридического лица, приведённые выше, этим не исчерпываются. На эту тему можно рассуждать и дальше. Однако поставим здесь точку, выделив главную цепочку, которая определяет образование и функционирование СНТ, как организации, как юридического лица:

    Выделение земельного выдела под садоводство , огородничество, дачное хозяйство предполагает создание объединения граждан, которое призвано (немного перефразируем закон) не только содействовать в решении общих социально-хозяйственных задач, но и организовать содержание земли в соответствии с разрешённым использованием.

    Вот так мы медленно, но уверенно подкрались к основе существования любого СНТ, т.е. к доводу о том, что содержание любой собственности предполагает вложение средств, и в большинстве случаев - денег.

    А далее можно смело утверждать, что вложение денег садоводами в содержание земельного выдела в границах СНТ есть ничто иное, как периодическая сдача всеми владельцами индивидуальных садовых участков денежных средств, называемых членскими взносами в точном соответствии с нормами ФЗ-66 от 15.04.1998 г. И именно членские взносы являются основой для существования СНТ, как организации садоводов, и садоводов, как владельцев садовых участков.

    Насколько эти все утверждения верны? Давайте разбираться.

    Членские взносы в СНТ.
    Цель, принцип взимания, размер.

    Членские взносы - основа существования СНТ

    Решая общие социально-хозяйственные задачи, СНТ, как организация, создаёт вполне определённую для данного конкретного объединения инфраструктуру.

    Инфрастуктура - это cовокупность объектов, имущества, систем и служб, органов управления необходимых для функционирования и обеспечения условий нормальной жизнедеятельности СНТ.

    Из определения следует, что только всё вместе взятое: имущество общего пользования с органами управления, контроля, наёмными работниками и составляют эту самую инфраструктуру, которую садоводы согласно ст. 210 ГК РФ обязаны содержать.

    Гражданский кодекс РФ, статья 210 "Бремя содержания имущества"

    Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

    Если правление и ему подобные СНТ-шные органы ничего не делают месяцами, годами, десятилетиями, то в этом виновато не только правление , состоящее из бездельников, но и общее собрание всех членов СНТ, которое из года в год выбирает бездельников в руководящие органы и никакой работы от них не требующее.

    Важно также отметить и то, что правление, получающее гроши за свой труд (это самый минимум, который надо содержать), и не имеющее средств для развития и поддержания работоспособности других элементов инфраструктуры, работать не будет. "Не до жиру, быть бы живу," - очень точно сказано для таких СНТ.

    Казалось бы, что членские взносы и всё изложенное выше не имеет никакой связи. Но это не так. Связь прямая, непосредственная.

    Членские взносы садоводов, как раз, призваны, исходя из определения данного в ФЗ-66 от 15.04.98 г., содержать всю инфраструктуру садоводческого товарищества. А статья 19 указанного федерального закона лишь только подтверждает это:

    ФЗ-66 от 15.04.1998 г. статья 19 "Права и обязанности члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения"

      2. Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан:
    1. нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение законодательства;
      ...
    2. своевременно уплачивать членские и иные взносы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения, налоги и платежи;

    Добавим важную ремарку к подпункту 1:

    Целью сбора членских взносов в СНТ является: - создание, приобретение, реконструкция, модернизация имущества общего пользования, принадлежащего СНТ, как юридическому лицу;
    - содержание (поддержание работоспособности) инфраструктуры СНТ.

    Разбираемся дальше. Предположим у нас есть некая сумма, которая тщательно просчитана правлением, и которая предположительно будет внесена в смету с предложением к общему собранию утвердить её в качестве расходной части сметы. Из расходной части автоматически вытекает доходная часть сметы и соответственно размер членских взносов для каждого садовода (более подробно смета, её подготовка и расчёты взносов будут рассмотрены ниже). Именно здесь общее собрание долго топчется на одном месте, т.к. из-за больших расходов в казну СНТ естественно должны поступить большие доходы, складывающиеся из взносов членов товарищества. Тем не менее, после топтания и выпуска пара всеми желающими собрание всё же утверждает приходно-расходную смету. И бухгалтер легко теперь сможет рассчитать членские взносы для любого садовода. А по какому принципу, как? По этим вопросам во всемирной сети идут непрекращающиеся бои без правил приличия, без побед и поражений участников. Каждый остаётся при своём мнении. Попробуем выработать истину и поставить точку в принципах взимания членских взносов.

    Принцип взимания членских взносов

    В ФЗ-66 от 15.04.1998 года нет чёткого определения по какому принципу в СНТ садовод должен сдавать взносы. Но это совсем не значит, что в СНТ можно делать так, как вздумается общему собранию, правлению. Именно так считают многие садоводы, неглубоко читающие закон. Но иногда даже суды, выносящие решения по вопросам взносов, тоже считают, что собрание может всё. Это мнение ошибочное. Во всём разберёмся, господа-товарищи.

    Пример: 29 марта 2010 г. Талдомский районный суд Московской области по гражданскому делу № 2-284/10 к СНТ "Нарцисс" о признании частично незаконным решения общего собрания и обязывании производить расчёты с физических лиц согласно списку принял решение отказать истцу в иске. Почти одновременно с первым, чуть раньше, 27 января 2010 г. Талдомский районный суд принял аналогичное решение по гражданскому делу № 2-99/10 к СНТ "Нарцисс" о признании действий незаконными и взыскании убытков, отказав в иске. Суть исков в том, что истцам не понравились решения общих собраний СНТ "Нарцисс" в части установления размеров и принципов взимания членских и целевых взносов (решения Талдомского суда с необходимыми комментариями можно увидеть, пройдя по этой ссылке).

    Нас при разборе наших околочленских вопросов по взносам интересует только общий важный вывод, сделанный судьями из всего многообразия слов, предложений, юридических оборотов и заключений, а именно:
    СНТ и его члены вправе самостоятельно решать, какой принцип взимания членских и целевых взносов больше подходит для Вашего конкретного товарищества . Главное соблюсти следующее:
    - общее собрание должно проводиться с соблюдением норм ФЗ-66 от 15.04.98 г. и устава СНТ;
    - общее собрание должно иметь кворум, а по итогам собрания правильно оформленный протокол.

    Во-первых, решения нельзя выносить без всестороннего изучения норм законодательства, а этого никто не делал, т.к. следует понимать, что те или иные выводы суд сделал в точном соответствии с исковым заявлением истца, его доказательствами и доводами (доказательствами) ответчика. Другими словами, рассматривая указанные дела, суд ничего не доказывал истцу и ответчику. Судья лишь дал юридическую оценку доводов сторон и вынес на этой основе решение. Не его обязанность всесторонне изучать вопрос, эта обязанность возлагается на истца и ответчика.

    Во-вторых, в случаях с Талдомским судом истцы проиграли по причине того, что не смогли доказать свою правоту. Тем более, что они изначально, не разобравшись в нормах законодательства, были неправы.

    В-третьих, ответчик, дока в своём деле, сославшись всего лишь на одну статью 21, п. 1, пп. 10 " " ФЗ-66 от 15.04.98 г. о приоритете принятия решения общим собранием членов СНТ по взносам сумел выиграть.

    В продолжение темы судебных решений Талдомского районного суда добавим только то, что принцип взимания членских взносов всё же определён законодательством и не зависит от воли общего собрания (подчеркнём - принцип взимания взносов, а не размеры). Пусть даже этот факт и не лежит на поверхности закона в его прямом изложении. Именно поэтому бьются "насмерть" садоводы, правления СНТ, юристы, "журналюги", а к окончательному выводу многие прийти не могут. А мы с Вами, уважаемый садовод, сами найдём все доказательства и придём к одному выводу. Это случится не потому, что мы самые умные, а по причине того, что имеем на руках все материалы всех битв и умеем делать из них правильные выводы.

    1-й принцип: Один участок - 1 член СНТ - один голос на собрании - один членский взнос. Все членские взносы равны между собою.

  • Обязательные налоги и платежи, установленные государством посредством налогового законодательства.
  • Платежи по соглашению собственников, направленные на содержание и сохранение собственности.
  • "А почему, - позвольте спросить, - в этом случае налог берётся государством пропорционально размеру участка, и ни у одного садовода не возникает состояние войны с налоговым органом по поводу разных по размеру налогов за свой участок по сравнению с участками соседей? И почему, вдруг, из ничего непосредственное содержание своего огромадного участка должно рассчитываться как-то по-другому?"

    Рассмотрим вопрос ещё с одной стороны. Владелец большего по размеру участка однозначно извлекает больше благ для себя любимого. Сюда можно отнести больший урожай, больше возможностей для отдыха (бассейн, гараж, курятник, баня, беседка и пр). Кто-то скажет, что это не имеет отношения к СНТ и земле общего пользования. Имеет, ещё какое. СНТ и создано для того, чтобы объединить материальные и финансовые ресурсы садоводов и обеспечить всем равные условия для садоводства и отдыха на своих участках.

    Если садовод в силу владения большим участком (или даже несколькими участками) получает больше от своего участка (участков), то почему обеспечение этих всех благ должно определяться равными взносами? Охранник, делая обход территории товарищества, затрачивает больше времени на больший участок; правление, выполняя свои обязанности даже с одинаковым объёмом работы, в конечном итоге даёт владельцу большего участка извлечь больше материальных благ для себя. Обратимся к букве закона.

    ФЗ-66 от 15.04.1998г. Статья 19. "Права и обязанности члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения"

    2. Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан:
    1) нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение законодательства;

    Если садовод владеет одним участком, то и бремя содержания определяется одним участком. Если садовод прикупил участок соседа, то бремя содержания бывшего соседнего участка ложится на купившего. Т.е., владельцу двух участков надо содержать 2 участка, соответственно платить 2 членских взноса, точнее один взнос, но в двойном размере. В любом другом случае экономическая составляющая доходов в садоводческом товариществе медленно, но верно будет скатываться к возрастанию размера взносов на содержание всей инфраструктуры общества. Другими словами, если первоначально в СНТ было 100 участков и со 100 участков платились членские взносы, то так и должно быть всегда. Кстати, ведь для налогового органа так и останется. Их абсолютно не волнует сколько членов СНТ осталось в товариществе, налог-то расчитывается от площади участков. Поэтому владельцы, прикупившие соседские участки, платят и должны платить за тех членов, которые выбыли из СНТ согласно требованиям статьи 18 ФЗ-66 "Членство в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении " и налоги и членские взносы. В этом, если не возражаете, усматривается социальная справедливость.

    Из всего сказанного вытекает самое важное правило, подтверждённое приведёнными законодательными нормами:

    Членские взносы в СНТ рассчитываются пропорционально размеру садового индивидуального участка каждого владельца (собственника).
    Членский взнос один, но его размер разный для садоводов. Садовод, владеющий большим участком, платит больший членский взнос.

    Размеры членских взносов

    Совсем недавно в нашем СНТ никто понятия не имел об имеющемся ФЗ-66 от 15.04.98 г. и всеми теми нормами и действиями, которые из него вытекают. Но, времена меняются и не всегда в худшую сторону. Ближе к делу! Наши садоводы за 2010 г. платили членские взносы из расчёта 200 рублей за сотку. На этом этот расчёт и заканчивался. Если задуматься, то становится понятно то, что эти взносы ничего общего не имели с фактическими затратами СНТ в этом 2010 году. В самом деле, а почему бы не платить 100 рублей или 500 рублей за сотку. На собрании так люди и предлагали. Никто ничего не обосновывал расчётами.

    В 2011 году благодаря знакомству с ФЗ-66 общее собрание членов нашего древнего СНТ, наконец-то, приняло приходно-расходную смету, что почти соответствует норме п. 1 пп. 12 статьи 21 " ". Разбирать в этой статье смету по элементам не будем. Нам важно определиться с принципами определения размера членского взноса. А он явным образом вытекает из сметы.

    Итак, правление перед общим собранием, на котором должна была утверждаться приходно-расходная смета, заранее (не за 2 недели) проработало во всех отношениях расходную часть сметы в точном соответствии с , данном в статье 1 ФЗ-66.

    В расходы СНТ включаются все траты СНТ, которые общество готово понести в очередном году. Эти траты будут точно соотноситься с содержанием инфраструктуры СНТ и вливанием части средств от взносов в специальный фонд. В эти расходы будут входить зарплаты председателя, бухгалтера, электрика, охранников, содержание зданий и сооружений, включая всё имущество общего пользования , в т.ч. то имущество, которое было создано на целевые взносы. Включаются сюда и расходы на канцелярские товары, поездки по организациям и ведомствам, телефонные переговоры, обучение и переаттестация персонала, налоговые и иные обязательные платежи, расходы на организацию и проведение общих собраний, ремонт оборудования, дорог общего пользования и пр., и т.п., и т.д. Словом, в расходную часть сметы, формирующую членский взнос, войдут все те расходы СНТ, которые не создают и не развивают инфраструктуру, а только лишь содержат её в точном соответствии с нормами статей 209, 210 ГК РФ.

    Имущество общего пользования (общая собственность), создаваемые на средства специального фонда, т.е. на часть членских взносов, как правило, призваны обслуживать инфраструктуру СНТ. Это оргтехника правления, общий забор вокруг СНТ, здание правления, сторожка охранников, шлагбаум на въездах в СНТ, противопожарное оборудование и т.п. То есть, то имущество и объекты, которые не были созданы на целевые взносы, и которые в силу способа создания, приобретения становятся собственностью СНТ, как юридического лица.

    Именно это имущество общего пользования, созданное на средства специального фонда, формируемого из членских взносов, делится в случае ликвидации СНТ поровну между всеми членами СНТ, т.к. эта собственность не является общей долевой. Это имущество не выделяется и не выдаётся частями, в денежном выражении в случаях выхода члена СНТ из объединения, продажи участка, дарения и т.п. Это имущество переходит на содержание к новому члену СНТ вместе с садовым земельным участком от старого члена (продавшего, подарившего участок, либо ещё как-то передавшего право собственности).

    Будут ли членские взносы одинаковыми для всех садоводов? Ответ очевиден - нет, не будут.

      Размер членского взноса для каждого садовода определяется:
    • общим размером затратной (расходной) части сметы СНТ, включающей в себя средства, направляемые в специальный фонд, и средства, идущие на содержание инфраструктуры;
    • размером индивидуального садового земельного участка (участков) садовода;
    • участием (неучастием) садовода в создании, приобретении, реконструкции, модернизации имущества общего пользования на целевые взносы.

      Следует помнить: Cобственность, созданная на целевые взносы , содержится, несмотря на путь создания, на членские взносы, а не на целевые).

    Если садовод не платил целевой взнос, предположим, на строительство ЛЭП, и его участок не подключён к электролинии, то такой садовод платить членский взнос на содержание ЛЭП не должен и не обязан.

    Может возникнуть вопрос о правомерности начисления членского взноса с садоводов, которые целевой взнос на ЛЭП не сдавали, но, к примеру, пользуются освещением улиц, проездов в СНТ в тёмное время суток. Этот случай надо рассматривать в контексте статьи 249 " " ГК РФ. Т.е., если собственники ЛЭП за свой счёт сделали ещё и систему освещения в СНТ, то, ради бога, благотворительность приветствуется. Максимум, что можно сделать этой в ситуации: раскидать поровну на всех собственников ЛЭП потребляемую системой освещения электроэнергию.

    Чтобы все садоводы платили какую-то часть в составе членского взноса за содержание системы освещения (не путайте с потребляемыми системой освещения квт/ч электроэнергии - это коммунальный платёж) надо для начала собрать членов СНТ на общее собрание и принять решение о содержании системы освещения, естественно, согласовав этот вопрос с собственниками ЛЭП. При этом, созданная на средства специального фонда система освещения станет собственностью СНТ, как юридического лица, причём эта собственность будет являться долевой по отношению ко всей ЛЭП. Т.е., будут существовать долевые собственники ЛЭП (садоводы), а ещё появится долевой собственник СНТ. Можно, конечно, создавать систему освещения на целевые взносы всех садоводов. Тогда те, у кого нет электричества на участке, будут владеть маленьким кусочком ЛЭП, а у кого электричество есть - большим кусочком. Но, эти варианты вряд ли прокатят у садоводов.

    Но, если всё же это случится, то согласно доле в системе освещения (аналогично доле СНТ в ЛЭП) садоводы будут обязаны сдавать членский взнос на содержание системы освещения (замена ламп, профилактический осмотр, зарплата электрика и пр.) Заметим при этом, что собственники ЛЭП продолжат сдавать членский взнос на содержание ЛЭП в значительно большем размере.

    В итоге всех наших изысканий имеем:

    Конечный размер членского взноса рассчитывается бухгалтером и правлением СНТ применительно:
    - для садоводов в части, касающейся всех без исключения;
    - для садоводов в части, касающейся содержания имущества (объектов) общего пользования, созданного на целевые взносы, и владеющих этим имуществом (объектами) на праве собственности.
    Этот расчёт и будет в целом составлять приходную часть сметы СНТ.

    В приходно-расходную смету безусловно входят и (ст. 4 п. 2 ФЗ-66). Но, целевые взносы рассматриваются на странице "Целевые взносы в СНТ. Отличия от членских взносов, принцип взимания, размер ". Там подробненько и разложено всё по полочкам.

    Есть и ещё один важный момент в системе взимания членских взносов. Правда он касается и всех остальных сборов в СНТ:

    Следует знать и помнить , что правление СНТ не может, не имеет права не учитывать в приходно-расходной смете всех садоводов, включая заброшенные участки. Иначе активные члены СНТ за свой счёт тупо содержат бездельников, не появляющихся в СНТ годами. И число таких не появляющихся растёт и будет расти, если активная часть вместе с правлением не будет принимать мер к неплательщикам.

    Убытки, которые образуются в результате недофинансирования приходной части сметы из-за непоступивших платежей, правление имеет право, обязано взыскивать с неплательщиков через суд в соответствии с требованиями статьи 7 "Правомочия садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения", статьи 46 "Защита прав садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и их членов " ФЗ-66 от 15.04.98 г. и статей: 210. "Бремя содержания имущества", 244 "Понятие и основания возникновения общей собственности", 249 "Расходы по содержанию имущества, находящегося в долевой собственности" ГК РФ.

    Другими словами, не включив в смету взносы и платежи владельцев заброшенных участков, СНТ, тем самым, допускает нарушение законодательства, в том числе, и права всех активных членов товарищества (), которых нерадивое правление заставляет платить за нерадивых садоводов.

    Кроме того, при такой постановке дел по доходной части сметы у правления, бухгалтера появляются неучтённые деньги, которые сметой не предусмотрены. И их тем больше, чем лучше правление работает с неплательщиками. Конечно, имеются ввиду хронические неплательщики, а не садоводы задерживающие уплату взносов на месяц, два, год. Что произойдёт с такими неучтёнными деньгами домыслите сами. Тут несколько вариантов: от воровства, до пуска денег в дело на благо всего товарищества.

    Итак, мы тихо-тихо разобрались с членскими взносами в СНТ: целями их сбора, принципами взимания, расчётами размеров. Теперь перейдём на следующую страницу и устроим разбор полётов по целевым взносам . А это, поверьте, не менее увлекательная и ещё более непонятная сфера платежей в садоводческих объединениях.

    Обратитесь в плицию с заявлением, пусть проведут проверку в порядке ст.141,144 УПК РФ.Возможно найдут признаки преступления

    Также можно обратиться в прокуратуру и налоговые органы. Если не будет состава, то возможно вскроются нарушения и будут приняты адекватные меры государственными органами.

    Также у Вас в СНТ должен быть ревизионный орган, проведите общее собрание и рекомндуйте ему провести финансовую проверку деятельности по сбору членских взносов.

    УК РФ Статья 160. Присвоение или растрата

    1. Присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, -

    наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

    2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба гражданину , -

    наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

    (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере, -

    наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до десяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

    (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 377-ФЗ, от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, -

    наказываются лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

    Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"

    Статья 25. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

    1. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе за деятельностью его председателя, членов правления и правления, осуществляет ревизионная комиссия (ревизор), избранная из числа членов такого объединения общим собранием его членов в составе одного или не менее чем трех человек на срок два года. В состав ревизионной комиссии (ревизором) не могут быть избраны председатель и члены правления, а также их супруги, родители, дети, внуки, братья и сестры (их супруги).

    Порядок работы ревизионной комиссии (ревизора) и ее полномочия регулируются положением о ревизионной комиссии (ревизоре), утвержденным общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных).

    Ревизионная комиссия (ревизор) подотчетна общему собранию членов такого объединения. Перевыборы ревизионной комиссии (ревизора) могут быть проведены досрочно по требованию не менее чем одной четверти общего числа членов такого объединения.

    2. Члены ревизионной комиссии (ревизор) садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения несут ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения.

    3. Ревизионная комиссия (ревизор) садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязана:

    1) проверять выполнение правлением такого объединения и председателем правления решений общих собраний членов такого объединения (собраний уполномоченных), законность гражданско-правовых сделок, совершенных органами управления таким объединением, нормативных правовых актов, регулирующих деятельность такого объединения, состояние его имущества;

    2) осуществлять ревизии финансово-хозяйственной деятельности такого объединения не реже чем один раз в год, а также по инициативе членов ревизионной комиссии (ревизора), решению общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) либо по требованию одной пятой общего числа членов такого объединения или одной трети общего числа членов его правления;

    3) отчитываться о результатах ревизии перед общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных) с представлением рекомендаций об устранении выявленных нарушений;

    4) докладывать общему собранию членов такого объединения (собранию уполномоченных) обо всех выявленных нарушениях в деятельности органов управления таким объединением;

    5) осуществлять контроль за своевременным рассмотрением правлением такого объединения и председателем данного правления заявлений членов такого объединения.

    4. По результатам ревизии при создании угрозы интересам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и его членам либо при выявлении злоупотреблений членов правления такого объединения и председателя правления ревизионная комиссия (ревизор) в пределах своих полномочий вправе созывать внеочередное общее собрание членов такого объединения.