Структура, представляющая основные подсистемы профессиональной деятельности архитектора, должна быть дополнена структурой его профессионального развития. Для ее выявления необходим всесторонний учет совокупности факторов, влияющих на становление и развитие архитектора. Комплекс таких внешних и внутренних факторов состоит из четырех основных групп - социально-экономические, социально-психологические, учебно-образовательные и проектно-производственные факторы, и ряда дополнительных - национальные, региональные факторы, социальный статус, престиж профессии и т. д.

Присвоение профессиональной деятельности под воздействием формирующих факторов осуществляется в двух направлениях: развития и формирования профессиональной индивидуальности («субъ- ективация»), т. е. «материализации» в субъекте комплекса специальных знаний, умений и навыков, и развития и формирования личности («профессиональная социализация»), т. е. приобщения будущего архитектора к социокультурному опыту профессии и общества в целом, выработки в нем комплекса качеств, способствующих развитию профессионального самосознания, общественной и творческой активности. Единство «социализации» и «субъективации» означает гармоническое соединение личностного и индивидуального развития архитектора, так как для архитектора как для индивида характерно утверждение себя как специалиста-профессионала, а для архитектора- личности характерна готовность к преодолению профессиональных стереотипов, к саморазвитию и развитию профессии.

Возможность для индивида стать личностью и несоответствие развития личностной и индивидуальной сторон профессиональной деятельности связаны с тем, что это развитие происходит в различных структурах: профессиональная специализация (индивидуальное, точнее, «индивидное» развитие) в настоящее время осуществляется преимущественно в формализованных структурах профессии, архитектор же как личность формируется в неформализованных структурах социокультурной и общественной деятельности.

Выделяя таким образом в процессе развития архитектора «формальную» и «неформальную» структуры, рассмотрим, как они отражаются в этапах процесса развития. На этапе формирования-становления происходят последовательное приобщение субъекта к профессиональному и социокультурному опыту, включение в соответствующие коммуникационные системы в результате специально-организованного обучения. На этапе развития-совершенствования на основе усвоенного ранее профессионального опыта происходят дальнейшая профессионализация и формирование творческой индивидуальности, а также утверждение себя как социально и профессионально значимой личности. При этом этап формирования-становления в большей мере отражает пространственно-временное формирование архитектора (уровни развития), а этап развития-совершенствования - качественные состояния архитектора (его социальные и профессиональные типы).

В целостном процессе формирования названных выше профессиональных характеристик могут быть выделены допрофессионалъный и профессиональный периоды. Рассматривая допрофессиональный период, связанный с некоторыми формами довузовской подготовки (школы, студии и т. д.), необходимо выделить его высший уровень - категоризацию, означающую психологический переход от самых общих недифференцированных (и зачастую неверных) представлений о будущей профессии к профессиональной направленности на освоение структуры профессиональной деятельности.

Период профессионализации, связанный с вузовской формой подготовки, - это период экстенсивного целенаправленного развития, освоения деятельности. Нами выделяются три основных уровня профессионализации: предметный, теоретический и практический, на каждом из которых формируется и закономерно трансформируется определенный набор профессиональных характеристик, необходимых для решения специфического для каждого уровня круга профессиональных задач.

Рассматривая процесс освоения деятельности как процесс интерио- ризации ее внешней предметной формы и экстериоризации внутренних потенций сложившихся возможностей, отметим, что на начальных этапах обучения внешняя предметная деятельность не столько средство объективации содержания мыслительной деятельности индивида, сколько исходный пункт формирования системы профессиональных характеристик. В этом заключается базовая роль «предметного» уровня профессионализации.

Усвоение характеристик предметной деятельности (ее визуальноизобразительных и логико-семантических средств) создает основу для формирования комплекса характеристик идеальных действий, в связи с чем можно говорить о формировании основ архитектурного мышления.

В это время происходит начальное приобщение индивида к социокультурному контексту профессии - формируется комплекс ценностных ориентиров, мотивов, потребностей. Элементарные профессиональные характеристики формируются в виде системы начальных представлений и понятий, причем их реализация на этом этапе возможна лишь в формах, воспроизводящих профессионально значимые аналоги и образцы.

Следующий уровень профессионализации - «теоретический» отражает результаты интериоризации - формирования внутреннего плана действия в формах и методах профессионального мышления и деятельности. Это формирование как процесс и результат освоения содержания профессиональной деятельности осуществляется, как правило, в «искусственных» условиях целенаправленного обучения, отражающего наиболее характерные проектные ситуации, благодаря чему складывается основной каркас профессиональных характеристик, вырабатывается профессионально-определенный тип мышления и нормативно-заданные методы деятельности. Предел этого уровня развития - потенциальная способность к выполнению профессиональной деятельности.

Основы социокультурной деятельности, осваиваемые на данном уровне развития особенно в современных условиях, связаны с ориентацией будущего архитектора на научно-исследовательскую деятельность, однако фактически в сложившихся условиях эта сторона деятельности не выходит за рамки репродуктивной.

Следующий уровень профессионализации - «практический» характеризуется как наиболее значимый в творческой биографии архитектора, так как здесь формируются потенциальные возможности для перехода к качественно иному этапу овладения деятельностью профессионального совершенствования. В этот период происходит формирование ядра зрелой личности специалиста, образуемого складывающейся иерархией ценностей. Эти характеристики в дальнейшем становятся первичными, активизируя, в свою очередь, развитие профессиональных качеств и способностей.

В зависимости от более или менее выраженной установки на развитие в профессиональном плане, отражающей индивидуальные особенности специалиста, можно говорить либо о дальнейшем прогрессе, обеспечивающем переход на новый уровень развития, либо о стабилизации профессионального развития. Однако даже в этом случае сохраняется потенциальная возможность углубления и совершенствования имеющихся профессиональных качеств.

Со вторым этапом в ходе профессионального развития - совершенствованием - связана не столько еще более высокая степень развития профессиональных характеристик, сколько сформированность индивидуальной и личностной направленности творчества архитектора. Условно здесь можно выделить два уровня: индивидуализации и мастерства. Уровень индивидуализации на данном этапе характеризуется «свертыванием» полученных знаний и методов и соответственно укрупнением комплексов профессиональных характеристик, установлением между ними системных связей, что обеспечивает возможности выработки категориальных оснований индивидуального «почерка», стиля деятельности. Интенсивное творческое самоопределение стимулирует формирование способности к управлению собственными и производственными связями в многообразии профессиональных ситуаций, что создает основу для развития организационно-управленческих качеств деятельности.

На этом уровне начинают складываться определенные типы деятельности, которые характеризуются выраженной специализацией как общественных, так и производственных функций.

Важнейшая особенность того или иного типа архитектора - доминирование определенных качеств, связанных с инициативностью и установкой на профессиональное лидерство в избранной сфере деятельности. Профессиональные характеристики на этом уровне организуются в функциональные комплексы, обеспечивающие архитектору возможность оперировать более крупными блоками (единицами) профессионального мышления и являющиеся необходимым условием творческой деятельности. Общие для данного уровня развития личностные и профессиональные характеристики получают конкретную и специфическую реализацию в деятельности архитекторов разных типов.

Следующий уровень - уровень мастерства - определяет высшую степень профессионализма, когда архитектор в равной степени владеет искусством созидания, организации, управления и научного анализа, т. е. сочетает в себе все многообразие типов профессиональной индивидуализации, выделенных характеристик связано с ярко выраженной личностной направленностью и «персонификацией» творчества архитектора и соответственно - с его меньшей зависимостью, «отвязанностью» от внешних условий деятельности. На этом уровне формируется система внутренних принципов творчества, личностная профессиональная культура, выступающая категориальной основой подлинной творческой свободы. Известный советский архитектор И. В. Жолтовский в свое время подчеркивал, что свобода подлинного мастера «дается в результате долгой и упорной работы и... обусловливается не одними техническими навыками, но прежде всего богатством внутреннего содержания, глубокими знаниями, высоким культурным уровнем и зрелым мировоззрением» (154, т. 1, с. 34].

Естественно, что архитектурное проектирование как деятельность сложившаяся, так сказать, «ставшая» по своей структуре и механизмам регуляции качественно отличается от своего «прообраза» - учебного проектирования - ведущей, профилирующей дисциплины в подготовке профессионального архитектора. Но именно от психологически обоснованной организации учебного проектирования существенно зависит будущий творческий потенциал архитектора. Поэтому психолого-педагогическое исследование закономерностей трансформации учебного проектирования в профессиональное творчество архитектора, изучение психологических предпосылок и условий становления творческого метода архитектора, анализ основных средств проектной деятельности студента-архитектора представляются значимыми и актуальными не только для развития психологической теории профессионального обучения в высшей школе и психолого-педагогической науки в целом, но и для практического совершенствования архитектурного образования.

Каждому человеку хочется иметь собственное жилье. Причем желательно, чтобы это жилье было и безопасным, и комфортным, и красивым как внутри, так и снаружи. Кроме того, для жителей городов очень важно, чтобы улицы и дома располагались разумно (то есть, максимально удобно для проживания большого количества людей). Как это сделать, знает архитектор, стать которым хотят многие абитуриенты.

Каждому человеку хочется иметь собственное жилье. Причем желательно, чтобы это жилье было и безопасным, и комфортным, и красивым как внутри, так и снаружи. Кроме того, для жителей городов очень важно, чтобы улицы и дома располагались разумно (то есть, максимально удобно для проживания большого количества людей). Как это сделать, знает архитектор, стать которым хотят многие абитуриенты.

Популярность этой профессии легко объяснима. Во-первых, она относится к разряду престижных, во-вторых открывает большие возможности для самореализации, а в-третьих, позволяет добиться финансовой независимости. Только вот стать архитектором может далеко не каждый, так как эта профессия, как и многие другие, имеет свои специфические особенности, о которых мы сегодня и поговорим.

Кто такой архитектор?


Специалист, осуществляющий архитектурное проектирование и разработку объемных планов зданий, внутренних пространств и фасадов. Также достаточно часто в обязанности архитектора входит расчет надежности конструкций зданий.

Название профессии произошло от греческого αρχι- (главный) и τέκτων (строитель), а самым первым известным современной науке архитектором являлся Имхотеп (III век до н.э.), под руководством которого велось строительство Пирамиды Джосера. Однако это не единственный претендент на первенство в этой сфере деятельности. Согласно Священному Писанию, первыми архитекторами были Веселеил и Аголиав (строители Скинии).

Сегодня архитекторы лично практически никогда не контролируют все этапы строительства, так как для этого имеются другие квалифицированные специалисты. Под непосредственным руководством архитектора остался только этап проектирования, от которого и зависит безопасность, надежность, удобство и красота возводимых строений. Кстати, сама профессия архитектора имеет несколько направлений: архитектор-градостроитель, архитектор-рестовратор, ландшафтный архитектор и т.д.

Не сложно догадаться, что главной задачей архитектора является поиск наиболее оптимальных решений при проектировании с учетом особенностей местности, безопасности строений и рационального использования площадей. Среди должностных обязанностей можно выделить проектирование объекта, разработку проектной документации, визуализацию будущих построек и разработку дизайн-проектов.

Какими личностными качествами должен обладать архитектор?


Профессия архитектора расположилась на стыке двух диаметрально противоположных профессий: художника и инженера. Соответственно архитектор должен обладать личностными качествами, позволяющими совмещать и творческие наклонности и способность к трезвому математическому расчету. Среди таких качеств можно выделить:

  • хорошо развитое пространственное мышление;
  • отменный художественный вкус и общее чувство гармонии и стиля;
  • превосходную зрительную память и наблюдательность;
  • способность к рисованию;
  • аналитический склад ума;
  • креативность;
  • пунктуальность;
  • усидчивость;
  • коммуникабельность;
  • организаторские способности;
  • стрессоустойчивость;
  • эрудированность;
  • рациональность.

Преимущества профессии архитектора

Человечество всегда испытывало и будет и испытывать потребность в возведении новых домов и городов. А это значит, что профессия архитектора всегда будет востребована, и молодой специалист относительно легко сможет найти работу. Однако не только это привлекает огромное количество абитуриентов, желающих стать архитекторами. Те, кто твердо решили поступить на кафедру архитектуры знают, что профессия архитектора гарантирует им:

  • многообещающие карьерные перспективы - при наличии таланта и большой трудоспособности всего за 5-7 лет молодой специалист может преодолеть путь от помощника до главного архитектора.
  • высокий заработок - сегодня практически все специалисты в сфере архитектуры получают вполне достойную заработную плату (от 25 до 100 тысяч рублей).
  • возможность реализовать свои амбициозные планы - очень многие талантливые архитекторы смогли добиться мировой известности, что позволяет им диктовать моду на тот или иной стиль в архитектуре.

Недостатки профессии архитектора


Работа архитектора , как и любой другой профессии, имеет не только преимущества, но и недостатки. И самым явным недостатком является то, что несмотря на хорошие карьерные перспективы добиться резких успехов не удастся. На пути к вершине карьерной лестницы молодому специалисту придется пройти все этапы - от подмастерья до ведущего специалиста.

Еще одним недостатком этой профессии можно считать довольно таки сложный процесс обучения, в ходе которого студентам приходится не только корпеть над многочисленными и самыми разнообразными чертежами, но и проходить практику на стройке (при этом чаще всего простым разнорабочим).

Многие специалисты среди недостатков своей профессии также называют необходимость воплощать желания заказчиков, которые не всегда вызывают положительные эмоции. Поэтому иногда архитекторам приходится тратить много времени и нервов на то, чтобы переубедить заказчика, и доказать ему нерациональность его желаний.

Где можно получить профессию архитектора?

Российский институт профессионального образования "ИПО" - проводит набор учащихся на получение Обучение в ИПО - это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

На сегодняшний день в России существует огромное количество высших учебных заведений, где

Сегодня трудно судить о времени зарождения искусств и ремесел, корни которых теряются в глубине тысячелетий.

История развития инженерного дела берет свое начало со времен зарождения цивилизаций (в Египте - 2 тысячелетие до н.э.) Развитие земледелия вызвало необходимость перехода к оседлому образу жизни, а вместе с тем к оборудованию жилища. Переход первобытных общин к оседлости дает возможность развитию, наравне с земледелием, живот­новодству, гончарным, прядильным, ткацким, мельничному и кузнечному ремеслам. Такая дифференциация трудовой деятельности была вызвана потребностью создания орудий труда, необходимых для каждого ремесла.

Человечество всегда гордилось своими техническими достижениями. При обновлении техники бережно относились к сохранению достижений былых времен. Древнему миру мы обязаны многими техническими от­кры­тиями, определившими судьбу нашей цивилизации. Первые египетские пи­рамиды строились примерно 3 тысячи лет до н.э. Для сооружения самой вы­со­кой из них - пирамиды фараона Хуфу (Хеопса) - потребовалось 2330000 каменных глыб, средний вес которых равен 2.5 тоннам. При со­оружении храмов, колоссальных статуй и обелисков вес отдельных глыб достигал десятков сотен тонн. Это свидетельствует о том, что народы, создававшие великие цивилизации, уже тогда были хорошо знакомы с такими механическими орудиями, как рычаг и клин. Величайшим открытием того времени является колесо.

Сложно однозначно определить дату появления колеса. Большинство ученых полагает, что колесо (или круг) впервые применили около 3500 г. до н.э. гончары в Месопотамии (современный Ирак), либо в центральной или Восточной Европе. Первый датированный документ об использовании колеса для перевозки - месопотамская мозаика (3200 г до н.э.). На ней изображена повозка на цельных колесах.

Однако безвестные изобретатели того времени не называли себя инженерами. Впервые инженерами стали называть группу людей, имеющих определенную квалификацию и находящихся на службе при армии с целью обеспечения различных технических работ, в Древнем Риме. В функции инженеров того времени входило строительство мостов, каналов, резер­вуаров, акведуков, дорог, туннелей, гаваней. Они конструировали большие дренажные системы, фортификационные сооружения, руководили созда­нием и эксплуатацией военных машин.

Труд инженеров уже тогда, несмотря на низкую степень разделения труда, должен был быть отнесен к преимущественно умственному: ин­женеры не строили сами, а руководили постройкой, проектировали соору­жения. Вместе с тем их труд был далек от труда ученых, он практически не основывался на теоретических знаниях, а был продуктом интуиции и опыта. Инженеры этого периода занимали промежуточное положение между учеными и ремесленниками. Их главной миссией было исполь­зование известных приемов постройки и создания техники, а также технологический контроль процесса производства.

В античном обществе не существовало профессиональной группы, исключительной функцией которой была бы разработка новой техники. Эту задачу решали представители разных социальных групп: крупные изобретения, основанные на сознательном использовании законов и принципов теоретической науки, рождались в наиболее образованном слое общества, в его интеллектуальной элите. Например: Архимед был сыном сиракузского тирана, Ктезибий - другой гениальный механик и инженер - служил при дворе и занимался изготовлением диковинных игрушек-автоматов.

Изобретения не столь значительные, а также многочисленные технические усовершенствования были плодом деятельности инженеров и ремесленников, стоящих весьма близко друг к другу в социальной иерархии.

Единственной сферой, где чувствовалась острая потребность в изобретениях, было военное дело. Античные общества, с их развитой системой рабства, требовали постоянного пополнения армии рабов, а это значит ведения войн. Развитие технических средств нападения и защиты, создание новых видов оружия, возведение бастионов, изготовление средств для разрушения укреплений и т.п. стало основным делом инженера. От оснащения армии зависело существование государства, т.к. решался вопрос о его жизни или смерти. Поэтому армию по праву можно считать колыбелью инженерной профессии.

В римской армии по мере развития средств вооруженной борьбы формируются два типа инженерных задач: первый связан с фортификацией, второй - с артиллерией.

Фортификационные инженеры представляют собой группу хорошо обученных специалистов, знающих, как надо строить дороги и мосты, акведуки и туннели. Под руководством военных инженеров в Риме часто велось гражданское строительство, использующее дешевый неква­ли­фицированный труд рабов и легионеров. Высокий профессиональный уро­вень инженеров этого периода может быть подтвержден сохранившимися до настоящего времени крупными ансамблями, амфитеатрами (Колизей в Риме), театрами, термами, крытыми рынками, инсулами (5-6 этажные дома для малоимущих). Древнейшие каменные здания уже тогда возводились на плоских каменных глыбах, служивших фундаментом для каменных стенных блоков. В качестве вяжущих материалов римские строители использовали бетон. С падением Римской империи использование бетона прекратилось и возобновилось лишь в XVIII в. в западноевропейских странах.

Античные армии располагали богатым арсеналом военных машин, применяемых в осадной войне. В V в. до н.э. в Греции использовались различные машины для метания дротиков, камней, зажигательных сна­рядов. До нас дошло имя инженера Диада, служившего при Александра Македонском, который руководил осадой Тира и других городов и широко использовал изобретенные или усовершенствованные им военные механизмы. Наибольшего расцвета военная техника достигла в римской армии. Каждый легион имел “артиллерию” в виде 55 карбаллист, метавших тяжелые стрелы и 10 ангар - метавших тяжелые камни. Баллисты и ангары перевозились на вьюке или на телеге с воловьей упряжкой и требовали до 11 человек прислуги каждая. (Баллиста - древняя метательная машина. Приводилась в действие силой упругости скрученных волокон. Дальность метания тяжелых стрел - окованных железом бревен длинной до 3.5 м достигала 400-800 м.). Римские метательные машины достигали гигантских размеров. Так, например, гелёполь имела девять этажей и приводилась в действие усилиями 3400 человек (гелёполь - передвижная многоэтажная баш­ня, применяющаяся при осаде крепости. Башня имеет бревенчатый кар­кас с междуэтажными перекрытиями. В стенах каждого этажа устраивались отверстия для стрельбы - бойницы. На верхних этажах находились пере­кладные мостики для перехода из гелёполи на крепостную стену).

Таким образом, мы можем судить, что легионеры армии античного мира обладали достаточно обширными знаниями, позволявшими им решать сложнейшие задачи создания военной техники и осуществлять строительство как военных сооружений, так и строительство культовых и жилищных объектов. Люди, обслуживавшие военные машины, были не солдатами, а военными ремесленниками - фабри и составляли особую цеховую корпорацию. Руководители бригад фабри не имели армейского чина, а относились к мастерам.

Подъем на качественно новый технический уровень строительства в III-I вв. до н.э. обуславливает появление в обществе гражданских инженеров. В ходе дальнейшего разделения труда среди гражданских инженеров происходит выделение двух относительно самостоятельных отраслей строительного дела: строительство жилых зданий закрепляется за ар­хитекторами, строительство коммунальных, ирригационных и тран­спорт­ных сооружений за инженерами.

Под “архитектурой” в античном обществе понималась вся совокупность технических наук того времени: строительство, создание кораблей, машин, конструирование часов. Мастерству архитектора придавалось большое значение и его в Риме называли руководителем строительства. Считалось, что для получения этой профессии необходимы: врож­денные способности, знания и опыт. Причем, кроме знаний при­кладных и практических, архитектор должен был быть и философски образованным человеком.

Для получения теоретических знаний и формальных документов, удостоверяющих получение необходимых знаний, в этот период еще не было государственных институтов, и система подготовки во многом напоминала цеховую: “ученик - подмастерье - мастер”. В этот период происходит разделение труда по уровню его сложности. Наиболее простые операции достаются ученикам, более сложная работа поручается подмастерьям, а самый квалифицированный труд ремесленники-мастера оставляют за собой. Но в некоторых областях инженерного дела появились и анонимная литература и авторские работы. До нашего времени дошли авторские работы Марка Витрувия Поллиона - “Десять книг об ар­хи­тектуре”. Встречаются ссылки на работы более раннего периода (например, Дилона “О пропорциях священных построек”, Силена “О пропорциях коринфских построек”), в которых приводились чертежи и расчеты. В этот период появляются и первые теоретические труды по физике, механике - Аристотель (384-322 г. до н.э.) - “Физика”, “О небе”, “О возникновении и уничтожении”, “О метеорах”; Архимед (287-212 г. до н.э.) - трактат “О равновесии плоских фигур или о центрах тяжести плоских фигур”, трактат “О плавающих телах”; Герон Александрийский (I в. н.э.) - “Механика Герона”, состоящая из 3-х книг (1-я книга - теоретические вопросы, 2-я - описание рычага, клина, ворота, винта и блока, 3-я книга - описание приборов для поднятия тяжестей). Герону принадлежат и первые труды по прикладной механике. В трактате “Пневматика” описаны механизмы, приводимые в движение нагретым или сжатым воздухом или паром, трактат “Об автоматах” содержит описание некоторых самодвижущихся приборов и автоматов, трактат “Белопойика” содержит описание основ античной артиллерии, конструкции луков, катапульт и других видов оружия. Им были созданы: сифон - для автоматического открывания дверей храма; эолипил - прибор, явившийся прообразом паровой турбины; годомер - устройство для автоматического отсчета пройденного экипажем расстояния; автомат для продажи священной воды и др.

Наличие первых теоретических разработок античного мира позволило архитекторам и гражданским инженерам накапливать тео­ре­тические знания, изучая опыт предшественников. Однако, ни архитекторы, ни инженеры античного мира не были отнесены к ученым мужам, их считали “заурядными работягами”, людьми второго сорта, находящимися ближе к ремесленникам.

Сегодня с полной уверенностью можно сказать, что античное ра­бо­владельческое общество является прародителем инженерного дела т.к. именно в этот период инженерное дело впервые приобрело признаки профессии: регулярное воспроизводство, доход от занятия, систему полученния знаний. В период расцвета Римской империи инженеры ста­новятся многочисленной группой. Происходит внутрипрофессиональное разделение труда: наряду с военными инженерами появляются инженеры гражданские, специализирующиеся в строительстве, коммунальном хо­зяйстве, мелиорации и ирригации. Однако этот период относится к доинституциональному, т.к. не определены каналы рекрутации и не решены проблемы формализации образования.

Архитекторы и строители ответственны за то, где и насколько удобно мы живем. Они создают красивые дома, и при этом строят их экономно и долговечно. Профессия архитектора предполагает системный подход к строительству, чувство прекрасного и глубокое знание быта людей.

Что делают архитекторы? Они занимаются проектированием зданий (их фасадов и внутренних помещений), разработкой проектной документации и иногда расчетом надежности конструкций. Основная задача специалистов — сконструировать надежное здание и учесть все пожелания заказчика.

Помимо зданий, они проектируют сады, жилые кварталы, производственные постройки (порты, заводы), транспортные магистрали (метрополитен, дороги, мосты, фуникулеры) и многое другое.

В сфере строительства есть широчайшие возможности найти что-то интересное для себя и перспективное для карьеры.

Места работы

Архитекторы нужны:

  • строительным компаниям;
  • проектным организациям и дизайнерским студиям;
  • государственным органам (комитетам, комиссиям по градостроительству и иным регулирующим организациям).

История профессии

Профессия архитектора появилась одновременно с первыми крупными постройками храмов, дворцов и крепостей. Первый известный истории архитектор был Имхотеп. Он руководил строительством пирамиды Джосера в Египте.

Престиж архитекторы набирают в период высокого Возрождения в 15-16 века. В это время в Италии активно развивается искусство, образование, появляются новые стили зодчества.

В современное время строительство стало сложнее и масштабнее, и должность архитектора стала очень популярна и четко определила рамки обязанностей. Архитектор сейчас не руководит всей постройкой объекта, а лишь отвечает за этап проектирования.

Обязанности архитектора

В должностные обязанности архитектора входит:

  • проектирование объектов строительства;
  • разработка проектной документации:
    • архитектурных дизайн-макетов;
    • чертежей;
    • смет;
    • таблиц и расчетов;
  • общение с заказчиками и авторами проектов;
  • осуществление авторского надзора за ходом строительства;
  • участие в принятии комплексных решений по объектам строительства.

Иногда архитектор занимается следующими вещами:

  • 3D-визуализацией будущих построек;
  • разработкой дизайн-проектов;
  • согласованиями документации в государственных органах.

Требования к архитектору

Основные требования к архитекторам таковы:

  • высшее профильное образование;
  • опыт работы от 2-х лет;
  • знание программ проектирования (минимум, AutoCAD);
  • умение оформлять и читать проектную документацию.

Иногда архитектор должен знать:

  • английский язык на разговорном уровне;
  • современные строительные материалы;
  • особенности проектирования магазинов.

Образец резюме архитектора

Как стать архитектором

Специальность архитектора можно получить во многих ВУЗах. Полезные знания и умения также даст дизайнерское или строительное образование.

Чтобы стать архитектором можно начать работать инженером-проектировщиком, дизайнером интерьеров или строителем. Во всех этих случаях карьерная лестница приведет к руководству и проектированию крупных строительных объектов.

Зарплата архитектора

Заработная плата архитектора колеблется от 30 до 110 тысяч рублей в месяц. Регион работы и уровень строящихся объектов, конечно же, существенно влияют на заработок. Средняя зарплата архитектора около 50 тысяч рублей в месяц.

Где пройти обучение

Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.

Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса и ее курсы направления « ».

Институт профессионального образования «ИПО» приглашает вас пройти дистанционные курсы по направлению « » (есть варианты 256, 512 и 1024 ак.ч.) с получением диплома или удостоверения государственного образца. Мы обучили более 8000 выпускников из почти 200 городов. Можно пройти обучение экстерном, получить беспроцентную рассрочку.

Архитектор- специалист, занимающийся архитектурным проектированием, разработкой планов зданий и планированием интерьеров. Архитектор ищет решения, сочетающие безопасность конструкции, оригинальный дизайн и грамотное использование площади. Это одна из самых популярных профессий на рынке, ведь объемы строительства год от года растут. В настоящее время профессия продолжает распадаться на специализации, и в крупных архитектурных бюро одни специалисты осуществляют проработку дизайн-макета, другие заняты планировкой, третьи ориентированы на разработку документации по проекту.

Помощник архитектора: от 20 000 рублей в месяц
Главный архитектор: от 200 000 рублей в месяц

Притцкеровская премия - аналог Нобелевской премии, в которой архитектурная номинация отсутствует - присуждается ежегодно за достижения в области архитектуры. Премия была учреждена семьей Притцкеров - владельцев сети отелей Hyatt - и составляет 100 000 долларов США.

22.05.2013 - 26.05.2013
В этом году главное архитектурное событие года - международная выставка «Арх-Москва» - состоится в 17-й раз.

Самым ярким отображением профессии в кинематографе последних лет стал фильм Кристофера Нолана «Начало», в котором профессиональный архитектор должен грамотно спроектировать пространство сна, где команда проникновения в подсознание встретится со своей жертвой.

Где учиться:
Монополия на архитектурное образование в Москве принадлежит МАРХИ. В МАРХИ готовят фундаментально, вместе с тем после 4 лет бакалавриата студенты могут выбрать узкую специализацию (архитектура жилых и общественных зданий, градостроительство, архитектура промышленных зданий, реконструкция и реставрация архитектурных комплексов, архитектура сельских населённых мест, ландшафтная архитектура, теория градостроительства).

    МАРХИ: от 216000 р./год
    Государственный университет по землеустройству: от 98000 р./год
    Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова: от 198000 р./год
    Российский университет дружбы народов: от 134300 р./год

Где работать:
Наиболее очевидное место для выпускника вуза - архитектурное бюро или строительная компания, где можно от а до я изучить все этапы зарождения и развития проекта. А дальше - идти по карьерной лестнице до позиции ведущего архитектора либо открыть свое дело. Другой вариант - трудиться в госструктурах, например, в территориальных управлениях по архитектуре и градостроительству. В любом случае, двигаясь вперед, вполне реально окупить затраты на образование за 3-4 года.

    Архитектор, дизайнер : 25 000-75 000 рублей
    Чертежник (архитектор-чертежник) : от 30 000 рублей
    Главный архитектор проекта : 80 000-100 000 рублей

Человек в профессии

Евгения Чучарина , 27 лет, архитектор

Что было до

Я закончила СПбГАСУ (Санкт-Петербургский Государственный архитектурно-строительный университет) в 2003 году с дипломом «Cпециалист по специальности «Архитектура». Моё образование условно можно разделить на два периода: до академического отпуска и после. Первые курсы мы все тщетно пытались удовлетворить вкус наших преподавателей и загоняли свой талант и свободу мысли все дальше и дальше. По итогу к концу 3-го курса я иссякла и желание учиться в СПбГАСУ пропало совершенно.
Важная для меня вещь, которую я поняла после того, как на3-м курсе вылетела из института: образование получаешь ровно то, на которое согласен

Поработав год на настоящей работе и снова вкусив всю прелесть и привлекательность этой профессии, я восстановилась снова на 3-й курс уже с новыми силами. Остальные 3,5 года обучения прошли, как и было задумано. Я делала именно те проекты, которые хотелось мне, и всегда оставалась при своем мнении, стараясь при этом не обидеть преподавателей. Я покупала сотни книг по архитектуре, что-то вечно изучала, делала наброски из журналов, в общем, обучалась экстерном. Сложные экзамены с огромным количеством информации, 100 бессонных ночей, изрезанные макетами руки, вечные проблемы с распечаткой и компьютером, все это помогает в будущем. Именно этот опыт не дает расслабиться и во взрослой жизни. Честно говоря, я не знаю ни одного человека, кто закончил мой факультет и никогда не сталкивался со сложностями.

Обучение в Барселоне

Спустя полгода после окончания вуза я уехала в Испанию. Поскольку сроки и финансы были ограничены, остановилась на барселонском отделении IED Istituto Europeo di Design , на годичной магистерской программе по дизайну коммерческих пространств. Несмотря на то, что я и так семь лет потратила на образование в России, и к тому моменту у меня был неплохой опыт работы в архитектуре, я очень хотела посмотреть, как же обучают мастерству европейских дизайнеров. Могу сказать одно: российская школа архитектуры и дизайна кардинально отличается от того, что происходит в Европе. Безусловно, за год невозможно научиться ничему прикладному, например, таким вещам, как что-то начертить, или усвоить еще пару томов конструкций и технических предметов, но и цель тут другая. Всем нам, группе студентов со всего мира, хотелось выйди за рамки того, чему мы учились до этого, и начать мыслить иначе. Первые несколько месяцев мы вообще не понимали, чего от нас хотят, но спустя какое-то время мы поняли, что только нестандартные задачи несут в себе нестандартные решения. Итогом учебного года стало то, что мне больше не страшно предложить странную идею и осуществить её, вдохновиться ерундой и развить ее в концепт, теперь я знаю несколько новых методов работы и понимаю, как ими воспользоваться в Европе. Увы, но в России эти методы пока неприменимы, не доросли ни клиенты, ни архитекторы.

Первая работа

Я начала работать еще на первых курсах института. Мне очень повезло - мама работает архитектором более 25 лет, и я с детства в этой среде. Сначала я просто была подмастерьем и делала что умела, отмывки и простые чертежи, потом задачи усложнялись и усложнялись, и к моменту моего академического «отдыха» я устроилась на работу в архитектурную мастерскую, где проработала два года. Занималась разработкой генеральных планов поселков и проектами планировок городских поселений. Прекрасный опыт работы в коллективе, над интересными проектами, но мне нужно было учиться дальше, и я ушла из офиса, продолжая заниматься архитектурой и дизайном интерьеров, что и делаю по сей день. Сейчас я работаю сама на себя и иногда в тандеме с мамой. В основном это частные интерьеры и проекты индивидуальных домов, иногда занимаюсь концепциями, но это, как вы понимаете, «работа в стол».

Перспективы в профессии

Самый стандартный путь студента архитектурного вуза: начать работу, еще учась в вузе. Обычно это техник, другими словами, чертежник или подмастерье, за очень небольшие деньги. Но этот самый первый шаг в профессию очень важен. Затем кто-то «открывает свой свечной заводик», находит первых клиентов и начинает работать. Этот вариант плох тем, что ты не получаешь должного опыта и часто делаешь серьезные ошибки, за которые потом нужно расплачиваться. Работая на фрилансе, нужно держать в голове безумное количество информации, не спать ночами и работать по выходным. А твоя зарплата будет зависеть от умения продать товар. Другой вариант - идти работать в офис. Считаю, каждому архитектору не помешает проработать хотя бы несколько лет в коллективе. С серьезными проектами, различными задачами и решением множества проблем. В этом случае через какое-то время вы точно будете знать, из чего склеен этот бизнес. Начальная зарплата «офисного архитектора» 25 000 рублей, спустя пару лет вы уже сможете зарабатывать в 2 раза больше. А если дела пойдут в гору и вы станете настоящим профессионалом, например, главным архитектором проекта, зарплата возрастет до 150 000 - 200 000 рублей.

Планы на будущее

Мне хотелось бы развить свой бизнес, и открыть свою живую и действующую архитектурную мастерскую. Я не гонюсь за признанием и славой, просто хочется делать качественный продукт, который будет делать людей счастливыми, а мне будет за него не стыдно.
У каждого архитектора свой путь, возможностей очень много, всё зависит от того, каковы твои амбиции, желание пробиться к вершинам, желание работать и всю жизнь учиться. Потому что это одна из тех профессий, где ты всегда должен быть «в теме», постоянно изучать новое, при этом не теряя своей индивидуальности.