Растворы

Раствор – это гомогенная, многокомпонентная
система переменного состава, содержащая
продукты взаимодействия компонентов –
сольваты (для водных растворов - гидраты).
Гомогенная – значит, однородная, однофазная.
Визуальным признаком гомогенности жидких
растворов является их прозрачность.

Растворы состоят как минимум из двух
компонентов: растворителя и растворяемого
вещества.
Растворитель – это тот компонент,
количество которого в растворе, как правило,
преобладает, или тот компонент, агрегатное
состояние которого не изменяется при
образовании раствора.
Вода
Жидкие

Растворенным веществом является
компонент, взятый в недостатке, или
компонент, агрегатное состояние которого
изменяется при образовании раствора.
Твердые соли
Жидкие

Компоненты растворов сохраняют свои
уникальные свойства и не вступают в
химические реакции между собой с
образованием новых соединений,
.
НО
растворитель и растворённое вещество, образуя
растворы, взаимодействуют. Процесс
взаимодействия растворителя и растворённого
вещества называется сольватацией (если
растворителем является вода – гидратацией).
В результате химического взаимодействия
растворенного вещества с растворителем
образуются более или менее устойчивые
комплексы, характерные только для растворов,
которые называют сольватами (или гидратами).

Ядро сольвата образует молекула, атом или
ион растворенного вещества, оболочку –
молекулы растворителя.

Несколько растворов одного и того же вещества будут
содержать сольваты с переменным количеством молекул
растворителя в оболочке. Это зависит от количества
растворенного вещества и растворителя: если растворенного
вещества мало, а растворителя много, то сольват имеет
насыщенную сольватную оболочку; если растворенного
вещества много – разреженную оболочку.
Переменность состава растворов одного и того же
вещества принято показывать различиями в их концентрации
Неконцентрированный
раствор
Концентрированный
раствор

Сольваты (гидраты) образуются за счет
донорно-акцепторного, ион-дипольного
взаимодействия или за счет водородных
связей.
Особенно склонны к гидратации ионы (как
заряженные частицы).
Многие из сольватов (гидратов) являются
непрочными и легко разлагаются. Однако в
ряде случаев образуются прочные
соединения, которые возможно выделить из
раствора только в виде кристаллов,
содержащих молекулы воды, т.е. в виде
кристаллогидратов.

Растворение как физико-химический процесс

Процесс растворения (по своей сути физический процесс
дробления вещества) вследствие образования сольватов
(гидратов) может сопровождаться следующими явлениями
(характерными для химических процессов):
поглощением
изменением
или выделением тепла;
объема (в результате образования
водородных связей);

выделением
газа или выпадением осадка (в результате
происходящего гидролиза);
изменением цвета раствора относительно цвета
растворяемого вещества (в результате образования
аквакомплексов) и др.
свежеприготовленный раствор
(изумрудного цвета)
раствор через некоторое время
(серо-сине-зеленого цвета)
Эти явления позволяют отнести процесс растворения к
комплексному, физико-химическому процессу.

Классификации растворов

1. По агрегатному состоянию:
- жидкие;
- твердые (многие сплавы металлов,
стёкла).

2. По количеству растворенного вещества:
- ненасыщенные растворы: в них растворенного
вещества меньше, чем может растворить
данный растворитель при нормальных
условиях (25◦С); к ним относятся большинство
медицинских и бытовых растворов. .

- насыщенные растворы – это растворы, в
которых растворенного вещества столько,
сколько может растворить данный
растворитель при нормальных условиях.
Признаком насыщенности растворов
является их неспособность растворять
дополнительно вводимое в них количество
растворяемого вещества.
К таким растворам относятся:
воды морей и океанов,
жидкости человеческого
организма.

- пересыщенные растворы – это растворы, в
которых растворяемого вещества больше, чем
может растворить растворитель при
нормальных условиях. Примеры:
газированные напитки, сахарный сироп.

Пересыщенные растворы образуются
только в экстремальных условиях: при
высокой температуре (сахарный сироп) или
высоком давлении (газированные напитки).

Пересыщенные растворы неустойчивы и
при возврате к нормальным условиям
«стареют»,т.е. расслаиваются. Избыток
растворенного вещества кристаллизуется или
выделяется в виде пузырьков газа
(возвращается в первоначальное агрегатное
состояние).

3. По типу образуемых сольватов:
-ионные растворы- растворяемое вещество
растворяется до ионов.
-Такие растворы образуются при условии
полярности растворяемого вещества и
растворителя и избыточности последнего.

Ионные растворы достаточно устойчивы к
расслоению, а также способны проводить
электрический ток (являются проводниками
электрического тока II рода)

- молекулярные растворы – растворяемое
вещество распадается только до молекул.
Такие растворы образуются при условии:
- несовпадении полярностей
растворенного вещества и растворителя
или
- полярности растворенного вещества и
растворителя, но недостаточности
последнего.
Молекулярные растворы менее устойчивы
и не способны проводить электрический ток

Схема строения молекулярного сольвата на
примере растворимого белка:

Факторы, влияющие на процесс растворения

1. Химическая природа вещества.
Непосредственное влияние на процесс
растворения веществ оказывает полярность их
молекул, что описывается правилом подобия:
подобное растворяется в подобном.
Поэтому вещества с полярными молекулами
хорошо растворяются в полярных
растворителях и плохо в неполярных и
наоборот.

2. Температура.
Для большинства жидких и твердых веществ
характерно увеличение растворимости при
повышении температуры.
Растворимость газов в жидкостях с
повышением температуры уменьшается, а с
понижением – увеличивается.

3. Давление. С повышением давления
растворимость газов в жидкостях
увеличивается, а с понижением –
уменьшается.
На растворимость жидких и твердых
веществ изменение давления не влияет.

Способы выражения концентрации растворов

Существуют различные способы
выражения состава раствора. Наиболее часто
используются такие, как массовая доля
растворённого вещества, молярная и
массовая концентрация.

Массовая доля растворённого вещества

Это безразмерная величина, равная отношению
массы растворённого вещества к общей массе
раствора:
w% =
mвещества
m раствора
´ 100%
Например, 3%-ный спиртовой раствор йода
содержит 3г йода в 100г раствора или 3г йода в 97г
спирта.

Молярная концентрация

Показывает, сколько моль растворённого
вещества содержится в 1 литре раствора:
СМ =
nвещества

раствора
=
mвещества
Vвещества ´
раствора
Мвещества - молярная масса растворенного
вещества (г/моль).
Единицей измерения данной концентрации
является моль/л (М).
Например, 1М раствор Н2SO4 - это раствор,
содержащий в 1 литре 1 моль (или 98г) серной

Массовая концентрация

Указывает на массу вещества, находящегося
в одном литре раствора:
С=
твещества
V раствора
Единица измерения – г/л.
Данным способом часто оценивают состав
природных и минеральных вод.

Теория
электролитической
диссоциации

ЭД – это процесс распада электролита на ионы
(заряженные частицы) под действием полярного
растворителя (воды) с образованием растворов,
способных проводить электрический ток.
Электролиты – это вещества, способные
распадаться на ионы.

Электролитическая диссоциация

Электролитическая диссоциация вызывается
взаимодействием полярных молекул растворителя с
частицами растворяемого вещества. Это
взаимодействие приводит к поляризации связей, в
результате чего образуются ионы за счет
«ослабления» и разрыва связей в молекулах
растворяемого вещества. Переход ионов в раствор
сопровождается их гидратацией:

Электролитическая диссоциация

Количественно ЭД характеризуется степенью
диссоциации (α); она выражает отношение
продиссоциированных молекул на ионы к
общему числу молекул, растворенных в растворе
(меняется от 0 до 1.0 или от 0 до 100%):
n
a = ´100%
N
n – продиссоциированные на ионы молекулы,
N – общее число молекул, растворенных в
растворе.

Электролитическая диссоциация

Характер ионов, образующихся при диссоциации
электролитов – различен.
В молекулах солей при диссоциации образуются
катионы металла и анионы кислотного остатка:
Na2SO4 ↔ 2Na+ + SO42Кислоты диссоциируют с образованием ионов Н+:
HNO3 ↔ H+ + NO3Основания диссоциируют с образованием ионов ОН-:
KOH ↔ K+ + OH-

Электролитическая диссоциация

По степени диссоциации все вещества можно
разделить на 4 группы:
1. Сильные электролиты (α>30%):
щелочи
(хорошо растворимые в воде основания
металлов IA группы – NaOH, KOH);
одноосновные
кислоты и серная кислота (НСl, HBr, HI,
НNО3, НСlO4, Н2SO4(разб.));
все
растворимые в воде соли.

Электролитическая диссоциация

2. Средние электролиты (3%<α≤30%):
кислоты
– H3PO4, H2SO3, HNO2 ;
двухосновные,
растворимые в воде основания –
Mg(OH)2;
растворимые
в воде соли переходных металлов,
вступающие в процесс гидролиза с растворителем –
CdCl2, Zn(NO3)2;
соли
органических кислот – CH3COONa.

Электролитическая диссоциация

3. Слабые электролиты (0,3%<α≤3%):
низшие
органические кислоты (CH3COOH,
C2H5COOH);
некоторые
растворимые в воде неорганические
кислоты (H2CO3, H2S, HCN, H3BO3);
почти
все малорастворимые в воде соли и основания
(Ca3(PO4)2, Cu(OH)2, Al(OH)3);
гидроксид
вода.
аммония – NH4OH;

Электролитическая диссоциация

4. Неэлектролиты (α≤0,3%):
нерастворимые
большинство
в воде соли, кислоты и основания;
органических соединений (как
растворимых, так и нерастворимых в воде)

Электролитическая диссоциация

Одно и то же вещество может быть как сильным,
так и слабым электролитом.
Например, хлорид лития и иодид натрия, имеющие
ионную кристаллическую решетку:
при растворении в воде ведут себя как типичные
сильные электролиты,
при растворении в ацетоне или уксусной кислоте
являются слабыми электролитами со степенью
диссоциации меньше единицы;
в «сухом» виде выступают неэлектролитами.

Ионное произведение воды

Вода, хотя и является слабым электролитом, частично диссоциирует:
H2O + H2O ↔ H3O+ + OH− (правильная, научная запись)
или
H2O ↔ H+ + OH− (сокращенная запись)
В совершенно чистой воде концентрация ионов при н.у. всегда постоянна
и равна:
ИП = × = 10-14 моль/л
Поскольку в чистой воде = , то = = 10-7 моль/л
Итак, ионное произведение воды (ИП) – это произведение концентраций
ионов водорода Н+ и ионов гидроксила OH− в воде.

Ионное произведение воды

При растворении в воде какого-либо
вещества равенство концентраций ионов
= = 10-7 моль/л
может нарушаться.
Поэтому, ионное произведение воды
позволяет определить концентрации и
любого раствора (то есть определить
кислотность или щелочность среды).

Ионное произведение воды

Для удобства представления результатов
кислотности/щелочности среды пользуются
не абсолютными значениями концентраций, а
их логарифмами – водородным (рН) и
гидрокcильным (pOH) показателями:
+
pH = - lg[ H ]
-
pOH = - lg

Ионное произведение воды

В нейтральной среде = = 10-7 моль/л и:
pH = - lg(10-7) = 7
При добавлении к воде кислоты (ионов H+),
концентрация ионов OH− будет падать. Поэтому, при
pH < lg(< 10-7) < 7
среда будет кислой;
При добавлении к воде щелочи (ионов OH−) концентрация
будет больше 10−7 моль/л:
-7
pH > lg(> 10) > 7
, а среда будет щелочной.

Водородный показатель. Индикаторы

Для определения рН используют кислотно-основные
индикаторы – вещества, меняющие свой цвет в
зависимости от концентрации ионов Н + и ОН-.
Одним из наиболее известных индикаторов является
универсальный индикатор, окрашивающийся при
избытке Н+ (т.е. в кислой среде) в красный цвет, при
избытке ОН- (т.е. в щелочной среде) – в синий и
имеющий в нейтральной среде желто-зеленую окраску:

Гидролиз солей

Слово «гидролиз» буквально означает «разложение
водой».
Гидролиз – это процесс взаимодействия ионов
растворенного вещества с молекулами воды с
образованием слабых электролитов.
Поскольку слабые электролиты выделяются в виде
газа, выпадают в осадок или существуют в растворе в
недиссоциированном виде, то гидролиз можно
считать химической реакцией растворенного вещества
с водой.

1. Для облегчения написания уравнений гидролиза
все вещества делят на 2 группы:
электролиты (сильные электролиты);
неэлектролиты (средние и слабые электролиты и
неэлектролиты).
2. Гидролизу не подвергаются кислоты и
основания, поскольку продукты их гидролиза не
отличаются от исходного состава растворов:
Na-OH + H-OH = Na-OH + H-OH
H-NO3 + H-OH = H-NO3 + H-OH

Гидролиз солей. Правила написания

3. Для определения полноты гидролиза и рН
раствора записывают 3 уравнения:
1) молекулярное – все вещества представлены в
виде молекул;
2) ионное – все вещества, способные к диссоциации
записываются в ионном виде; в этом же уравнении
обычно исключаются свободные одинаковые ионы из
левой и правой частей уравнения;
3) итоговое (или результирующее) – содержит
результат «сокращений» предыдущего уравнения.

Гидролиз солей

1. Гидролиз соли, образованной сильным
основанием и сильной кислотой:
Na+Cl- + H+OH- ↔ Na+OH- + H+ClNa+ + Cl- + H+OH- ↔ Na+ + OH- + H+ + ClH+OH- ↔ OH- + H+
Гидролиз не идет, среда раствора нейтральная (т.к.
концентрация ионов OH- и H+ одинакова).

Гидролиз солей

2. Гидролиз соли, образованной сильным основанием и
слабой кислотой:
C17H35COO-Na+ + H+OH- ↔ Na+OH- + C17H35COO-H+
C17H35COO- + Na+ + H+OH- ↔ Na+ + OH- + C17H35COO-H+
C17H35COO- + H+OH- ↔ OH- + C17H35COO-H+
Гидролиз частичный, по аниону, среда раствора щелочная

OH-).

Гидролиз солей

3. Гидролиз соли, образованной слабым основанием и
сильной кислотой:
Sn+2Cl2- + 2H+OH- ↔ Sn+2(OH-)2 ↓+ 2H+ClSn+2 + 2Cl- + 2H+OH- ↔ Sn+2(OH-)2 + 2H+ + 2ClSn+2 + 2H+OH- ↔ Sn+2(OH-)2 + 2H+
Гидролиз частичный, по катиону, среда раствора кислая
(т.к. в растворе в свободном виде остается избыток ионов
H+).

Гидролиз солей

4. Гидролиз соли, образованной слабым основанием и слабой
кислотой:
Попробуем получить в реакции обмена соль ацетата алюминия:
3CH3COOH + AlCl3 = (CH3COO)3Al + 3HCl
Однако, в таблице растворимости веществ в воде такого
вещества нет. Почему? Потому что оно вступает в процесс
гидролиза с водой, содержащейся в исходных растворах
CH3COOH и AlCl3.
(CH3COO)-3Al+3+ 3H+OH- = Al+3(OH-)3 ↓+ 3CH3COO-H+
3CH3COO-+ Al+3 + 3H+OH- = Al+3(OH-)3 ↓+ 3CH3COO-H+
Гидролиз полный, необратимый, среда раствора определяется
электролитической силой продуктов гидролиза.

Это гомогенные (однородные) системы, состоящие из двух и более компонентов и продуктов их взаимодействия.

Точное определение раствора (1887 год Д.И.Менделеев)

Раствор – гомогенная (однородная) система, состоящая из

частиц растворенного

вещества, растворителя

и продуктов

их взаимодействия.










Растворы подразделяются:

  • Молекулярные – водные растворы неэлектролитов

(спиртовой раствор йода, раствор глюкозы).

  • Молекулярно-ионные – растворы слабых электролитов

(азотистая и угольная кислоты, аммиачная вода).

3. Ионные растворы – растворы электролитов.



1г Практически Нерастворимые S" width="640"

Растворимость –

свойство вещества растворяться в воде или другом растворе.

Коэффициент растворимости (S) – максимальное число г вещества, которое может раствориться в 100г растворителя при данной температуре.

Вещества.

Мало растворимые

S =0,01 – 1 г

Хорошо растворимые

Практически Нерастворимые

S


Влияние различных факторов на растворимость.

Температура

Давление

Растворимость

Природа растворенных веществ

Природа растворителя




Растворимость жидкостей в жидкостях очень сложным образом зависит от их природы.

Можно выделить три типа жидкостей, различающихся способностью к взаимному растворению.

  • Практически несмешиваемые жидкости, т. е. не способные к образованию взаимных растворов (например, Н 2 0 и Hg, Н 2 0 и С 6 Н 6).

2) Жидкости, смешиваемые в любых соотношениях, т. е. с неограниченной взаимной растворимостью (например, Н 2 0 и С 2 Н 5 ОН, Н 2 0 и СН 3 СООН).

3) Жидкости с ограниченной взаимной растворимостью (Н 2 0 и С 2 Н 5 ОС 2 Н 5 , Н 2 0 и C 6 H 5 NH 2).






Существенное влияние давление оказывает лишь на растворимость газов.

Причем если между газом и растворителем не возникает химического взаимодействия, то согласно

закона Генри растворимость газа при постоянной температуре прямо пропорциональна его давлению над раствором



Способы выражения состава растворов 1. доли 2. Концентрации


Массовая доля растворенного вещества в растворе – отношение массы растворенного вещества к массе раствора. (доли единицы/ проценты)




Концентрация раствора


Молярность - число молей растворенного вещества в 1 л раствора.

ʋ - количество вещества (моль);

V – объем раствора (л);



Эквивалентная концентрация (нормальность) – число эквивалентов растворенного вещества в 1л раствора.

ʋ экв. - количество эквивалентов;

V – объём раствора, л.


Выражение концентраций растворов.

Моляльная концентрация (моляльность) – число молей растворенного вещества на 1000 г растворителя.

В презентации «Вода. Растворы» представлен в полном объеме весь программный и дополнительный материал по теме «Вода. Растворы» в виде текстов, химических уравнений, схем, таблиц, рисунков, фото.

Наглядность, научность, системность, доступность в изложении материала в презентации дает возможность быстро и легко понять и усвоить содержание темы, систематизировать знания.

Презентация «Вода. Растворы» может быть использована на уроках химии при объяснении нового и повторении пройденного материала; при проверке знаний, умений и навыков у учащихся по теме «Вода. Растворы».

Презентация может быть использована учителем так же, как учебное электронное тематическое пособие, и во внеурочной работе - на занятиях дополнительного образования, спецкурсах и кружках, индивидуальных занятиях с учащимися; учащимися – при дистанционном обучении химии, при выполнении домашних заданий, самопроверке своих знаний по теме «Вода. Растворы», при подготовке к контрольным и практическим работам, а также - к ОГЭ и ЕГЭ.

Презентация «Вода. Растворы» предоставляет учителю возможность активизировать процесс обучения учащихся; дает большую возможность самостоятельного получения учащимися как программного, так и дополнительного объема знаний по теме, способствуя тем самым развитию их познавательных и аналитических способностей.

Тему «Вода. Растворы» учитель с учащимися может изучить на 4-5 уроках-семинарах с проведением лабораторных опытов, практической работы, показом видеофрагментов и (или) демонстрационных опытов, эффективно используя при этом материалы презентации.

С этой целью учитель предлагает учащимся самостоятельно, используя материалы презентации и других информационных источников, изучить дома конкретный материал по выбранному вопросу (вопросам), и обсудить его (их) совместно с классом и учителем на семинаре.

Вопросы к урокам-семинарам:

  • Качественный и количественный состав воды (Слайды 15, 16)
  • Решение расчетных задач по теме «Вода» (17, 18)
  • Особенности строения воды (19, 24)
  • Вода в природе. Физические ее свойства. Разновидности воды и льда (9-14, 28, 44, 45, 30)
  • Уникальные свойства воды. Причины особых свойств воды (46-57)
  • Химические свойства воды (57- 67)
  • Экология воды. Возможные пути решения экологических проблем (93-109)
  • Проблемы пресной воды. Перспективы их разрешения (110 -114)
  • Роль воды в возникновении жизни на Земле. Биологическое значение воды для всего живого на Земле (83-92; 71-73)
  • Планетарное значение Мирового океана (69)
  • Использование воды в практической деятельности человека (78-80)
  • Понятие о растворах. Классификация растворов по растворимости веществ в воде, степени их насыщенности и концентрации веществ в растворах (115)
  • Растворимость веществ. Кривые растворимости. Способы выражения концентрации веществ (массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация) (120-129)
  • Решение расчетных задач по темам:
    а) «Растворимость веществ»;
    б) «Массовая доля растворенного вещества»;
    в) «Молярная концентрация» (130-135)
  • Использование растворов в практической деятельности человека (117-119)
  • Подготовка к ПР (практической работе) «Вода. Растворы» (136-145)

В соответствии с предложенными темами класс разбивается на группы, каждая из которых готовит вопросы и материал к изложению или обсуждению на уроке. Учитель предлагает учащимся для подготовки к семинару использовать соответствующие разделы учебника, презентацию «Вода. Растворы», Интернет-сеть.

Наиболее сложные, интересные и проблемные вопросы обсуждаются всем классом: процесс обучения вследствие чего активизируется.

На семинарах под руководством учителя необходимо рассмотреть наиболее значимые и трудные вопросы - № 2, 3 4, 5, 6,7, 8, 10,11, 12, 14.

При этом важно или необходимо:

  • Установить причинно-следственную связь между строением воды и ее особыми свойствами
  • Рассмотреть химические свойства воды
  • Особо отметить биологическое значение воды и планетарное значение Мирового океана
  • Обозначить экологические проблемы воды и возможности их разрешения
  • Рассмотреть вопрос классификации растворов
  • Рассмотреть из предложенных автором презентации образцов решения расчетных задач по теме «Вода. Растворы» (на вычисления по химическим формулам и уравнениям; на растворимость веществ, молярную концентрацию растворов, массовую долю растворенного вещества) наиболее сложные для учащихся
  • Подготовить учащихся к выполнению практической работы «Вода. Растворы» (необходимо обсудить ход ее работы, ознакомить учащихся с методикой выполнения практической части работы, изучить вопросы техники безопасности в работе, познакомить учащихся с требованиями по оформлению практической работы)

На уроках-семинарах учитель в целом корректирует работу учеников, показывает демонстрационные опыты, видеофрагменты, знакомит учащихся с приемами правильного и безопасного обращении с лабораторным оборудованием и посудой с целью подготовки учащихся к выполнению практической работы.

Для проверки или самопроверки знаний по теме учитель или учащиеся могут использовать материалы «Вопросника» в «Приложении» презентации «Вода. Растворы».

Наличие такого электронного учебного пособия, как презентация «Вода. Растворы» дает возможность ученикам повысить заинтересованность учащихся в изучаемом материале, добиваться более высоких результатов в обучении по данной теме; сократить время учителя на подготовку к урокам.

Презентация имеет наглядное оформление; в ней используются эффекты анимации.

Разработанные автором данной статьи практические задания к практической работе, также, как и расчетные задачи к теме «Вода. Растворы», вопросы к урокам-семинарам и «Вопросник» для проверки и самопроверки знаний у учащихся по теме «Вода. Растворы» были апробированы учителем на практике с положительными результатами.

Презентация «Вода. Растворы» апробирована учителем и учениками не только на уроках химии, но и на занятиях дополнительного образования: с ее помощью были достигнуты более высокие результаты по качеству знаний у учащихся при изучении темы «Вода. Растворы».

«Вопросник» в «Приложении» презентации «Вода. Растворы» (с гиперссылками на слайды)

1. Как экспериментально можно подтвердить качественный и количественный состав воды? 15, 16

2. Какие особенности в строении молекулы воды вы знаете? 19, 20

3. Какие особенности строения воды как вещества вы можете отметить? 21 – 24

4. Какие уникальные свойства воды вам известны? 46 – 57

5. Почему лед легче воды? 48, 22, 27

6. Почему зимой водоемы не промерзают до дна? 48

7. За счет чего вода поддерживает определенный климат на Земле, в частности, его температурный режим? 49

8. Почему вода стала определяющим фактором в выработке теплокровности в мире живой природы в ходе биологической эволюции на Земле? 50

9. Почему на морозе стеклянная тара, наполненная водой, растрескивается? 28

10. Какие разновидности молекул воды вам известны? 30; 31–43 (фото)

11. Какую воду называют тяжелой? 44–45

12. Какую воду называют серебряной? Какими примечательными свойствами она обладает? 56

13. Перечислите с какими веществами может реагировать вода? 57–65

14. С какими металлами вода реагирует при обычных условиях? Приведите примеры 57

15. С какими металлами вода реагирует только при нагревании? Приведите примеры 57

16. С какими металлами вода не реагирует даже при нагревании? Приведите примеры 57

17. Известны ли вам реакции воды с неметаллами. Приведите примеры 58

18. Каково отношение воды к оксидам металлов? Приведите примеры 59

19. Каково отношение воды к оксидам неметаллов? Приведите примеры 60

20. Почему вода бесценна для всего живого на Земле? 69–72

21. Каково планетарное значение воды? (Возникновение жизни на Земле, фотосинтез, круговорот веществ в природе, поддержание определенного климата на Земле) 67–68

22. Какое значение имеет вода в практической деятельности человека? 76–79

23. В чем заключаются мировые экологические проблемы, связанные с водой? Можете ли вы обозначить пути их разрешения? 91 – 97

24. Почему воду надо экономить? Почему потребление пресной воды постепенно становится уже глобальной проблемой человечества? Имеет ли эта проблема возможности к разрешению ее? 107–108

25. Что вы понимаете под растворами? 112

26. Какой информацией вы располагаете о классификации растворов? 112

28. Какие способы выражения концентрации веществ в растворах вам известны? Какова суть каждого способа? 128–129; 133

29. Какие природные растворы наиболее значимы для человека? 113

30. Какое значение имеют растворы в практической деятельности человека? 114–116

Подобные документы

    Понятие термина "оксиды" в химии, их классификация (твердые, жидкие, газообразные). Виды оксидов в зависимости от химических свойств: солеобразующие, несолеобразующие. Типичные реакция основных и кислотных оксидов: образование соли, щелочи, воды, кислоты.

    презентация, добавлен 28.06.2015

    Уравнения реакции Вант-Гоффа. Жидкие, газообразные и твердые растворы. Изучение механизмов растворения веществ. Проникновение молекул вещества в полость и взаимодействие с растворителем. Температура замерзания и кипения. Определение молекулярной массы.

    презентация, добавлен 29.09.2013

    Особенности растворов электролитов, сущность процесса образования раствора. Влияние природы веществ и температуры на растворимость. Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей. Реакции обмена в растворах электролитов и условия их протекания.

    реферат, добавлен 09.03.2013

    Агрегатные состояния вещества: кристаллическое, стеклообразное и жидкокристаллическое. Многокомпонентные и дисперсные системы. Растворы, виды и способы выражения их концентрации. Изменение энергии Гиббса, энтальпии и энтропии при образовании раствора.

    реферат, добавлен 13.02.2015

    Понятие инфузионных растворов, их обязательные свойства. Классификация инфузионных растворов и их назначение. Особенности коллоидных растворов, показания к их применению. Растворы декстранов, особенности их использования, а также возможные осложнения.

    презентация, добавлен 23.10.2014

    Сущность растворов как однородной многокомпонентной системы, состоящей из растворителя, растворённых веществ и продуктов их взаимодействия. Процесс их классификации и основные способы выражения состава. Понятие растворимости, кристаллизации и кипения.

    реферат, добавлен 11.01.2014

    Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории. Понятие о химическом эквиваленте. Способы выражения состава растворов. Закон и фактор эквивалентности. Приготовление растворов с заданной массовой долей из более концентрированного.

    разработка урока, добавлен 09.12.2012

    Изучение влияния газовой атмосферы роста на параметры твердых растворов. Определение зависимости скорости роста эпитаксиальных слоев (SiC)1-x(AlN)х от парциального давления азота в системе. Состав гетероэпитаксиальных структур твердого раствора.

    статья, добавлен 02.11.2018

    Понятие дисперсной системы и истинного раствора. Термодинамика процесса растворения. Физические свойства растворов неэлектролитов, их коллигативные свойства. Характеристика первого закона Рауля и закона разбавления Оствальда для слабых электролитов.

    презентация, добавлен 27.04.2013

    Приобретение навыков приготовления растворов из сухой соли. Использование пипеток Мора. Применение бюреток, мерных цилиндров и мензурок при титровании. Определение плотности концентрированного раствора с помощью ареометра. Расчёт навески хлорида натрия.

Г. П. Яценко

Слайд 2

Растворы – это гомогенные (однородные) системы, состоящие из двух и более компонентов и продуктов их взаимодействия. Точное определение раствора (1887 год Д.И.Менделеев):

Раствор – гомогенная (однородная) система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.

Слайд 3

Типы растворов

Растворы подразделяются:

  • Молекулярные – водные растворы неэлектролитов (спиртовой раствор иода, раствор глюкозы).
  • Молекулярно-ионные – растворы слабых электролитов (азотистая и угольная кислоты, аммиачная вода).
  • Ионные растворы – растворы электролитов.
  • Слайд 4

    Растворение – физико – химический процесс, в котором наряду с образованием обычной механической смеси веществ идет процесс взаимодействия частиц растворенного вещества с растворителем.

    Слайд 5

    Растворимость

    Растворимость – свойство вещества растворяться в воде или другом растворе.

    Коэффициент растворимости (S) – максимальное число г вещества, которое может раствориться в 100г растворителя при данной температуре.

    Вещества:

    • Хорошо растворимые S > 1г
    • Мало растворимые S =0,01 – 1 г
    • Нерастворимые S< 0,01 г
  • Слайд 6

    Влияние различных факторов на растворимость

    • Температура
    • Давление
    • Природа растворенных веществ
    • Природа растворителя
  • Слайд 7

    Концентрация раствора

    Концентрация раствора – это содержание вещества в определенной массе или объеме раствора.

    Слайд 8

    Выражение концентраций растворов.

    Массовая доля растворенного вещества в растворе – отношение массы растворенного вещества к массе раствора. (доли единицы/ проценты)

    Слайд 9

    Молярность - число молей растворенного вещества в 1 л раствора.

    • ʋ - количество вещества (моль);
    • V – объем раствора (л);
  • Слайд 10

    Выражение концентраций растворов

    Эквивалентная концентрация (нормальность) – число эквивалентов растворенного вещества в 1л раствора.

    • v экв. - количество эквивалентов;
    • V – объём раствора, л.
  • Слайд 11

    Моляльная концентрация (моляльность) – число молей растворенного вещества на 1000 г растворителя.

    Слайд 12

    Природные растворы

    • Минеральная вода.
    • Кровь животных.
    • Морская вода.
  • Слайд 13

    Практическое применение растворов

    • Продукты питания.
    • Лекарственные препараты.
    • Минеральные столовые воды.
    • Сырье промышленности.
    • Биологическое значение растворов.
  • Слайд 14

    Материалы, используемые для оформления

  • Слайд 15

    Информация для педагога

    Ресурс предназначен для учащихся 11 класса. Является иллюстрацией при освоении темы «Растворы. Количественные характеристики растворов».

    В презентации рассматриваются основные понятия темы, формулы количественных выражений концентраций растворов.

    Материал может быть фрагментарно использован на уроках химии в 8 – 9 классах.

    Ресурс рассчитан на использование УМК О.С.Габриеляна.

    Посмотреть все слайды