В условиях финансовых проблем работа экономической службы, с одной стороны, должна быть направлена на минимизацию затрат, с другой — на повышение экономической эффективности работы предприятии. В данной статье рассмотрим вопросы повышения экономической эффективности работы складов.

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ОЦЕНИВАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ СКЛАДА

К основным функциям склада можно отнести:

  • создание ассортимента в соответствии с потребностью . Функция направлена на обеспечение необходимыми материально-техническими ресурсами (по количеству и качеству) различных фаз производства;
  • cкладирование и хранение . Выполнение этой функции позволяет выравнивать временную разницу между поставками материальных ресурсов и их потреблением, что дает возможность на базе создаваемых запасов обеспечивать непрерывный производственный процесс и бесперебойное снабжение потребителей. Хранение материальных ресурсов необходимо и в связи с сезонным потреблением некоторых материалов;
  • предоставление услуг . С целью обеспечения более высокого уровня обслуживания склады могут оказывать транспортно-экспедиционные услуги, проверять функционирование приборов и оборудования, готовить материалы к производственному потреблению и др.

Оценить работу склада позволяют технико-экономические показатели, характеризующие:

  • эффективность использования площадей склада;
  • интенсивность работы склада;
  • себестоимость складской переработки грузов.

Показатели, характеризующие эффективность использования площадей склада

К показателям данной группы относятся:

  • коэффициент использования складской площади;
  • коэффициент использования объема склада;
  • грузонапряженность.

Коэффициент использования складской площади (К S ) представляет собой отношение полезной (грузовой) площади (S пол) склада к общей площади складского помещения (S общ):

К S = S пол / S общ.

Площадь склада торгового предприятия, непосредственно занятая под хранение товаров, составляет 300 м 2 , общая площадь склада — 1000 м 2 .

Коэффициент использования складской площади:

300 м 2 / 1000 м 2 = 0,3 .

Чтобы повысить значение коэффициента, торговому предприятию целесообразно рассмотреть вопрос об увеличении количества хранимых товаров или о сдаче части площадей склада в аренду либо о заключении договоров хранения с посторонними организациями.

Коэффициент использования объема склада (К V ) характеризует использование не только площади, но и высоты складских помещений:

К V = V пол / V общ,

где V пол — полезный объем, определяемый произведением грузовой площади на полезную высоту (то есть высоту стеллажей, штабелей);

V общ — общий объем склада, определяемый произведением общей площади на основную высоту (то есть высоту от пола склада до выступающих частей перекрытия, ограничивающих складирование груза).

(G ) показывает, какое количество груза располагается одновременно на каждом квадратном метре полезной площади склада:

G = Z max / S пол,

где Z max — максимальный запас материалов, который хранится на складе, т.

Удельная средняя нагрузка на 1 м 2 полезной площади дает возможность сравнить использование складских помещений и их пропускную способность в течение года .

Грузонапряженность 1 м 2 общей площади склада (М ) в течение года определяется по формуле:

М = Г год / S общ,

где Г год — годовой грузооборот склада, т.

Годовой грузооборот склада составляет 1 000 000 т, полезная площадь склада — 1000 м 2 .

Грузонапряженность 1 м 2 общей площади склада:

1 000 000 т / 1000 м 2 = 1000 т/м 2 .

Коэффициент грузонапряженности дает возможность сравнить использование складских помещений и их пропускную способность в различные годы .

Показатели интенсивности работы склада

Показателями интенсивности работы складов являются:

  • складской товарооборот;
  • грузооборот склада;
  • показатели оборачиваемости материалов на складе.

Товарооборот планируется и учитывается в стоимостном выражении и представляет собой объем материальных ценностей, отпускаемых со склада потребителям за определенный период.

Грузооборот склада — отношение товарооборота за определенный период (сутки, месяц, год) к средней стоимости 1 т груза. Исчислять грузооборот склада можно по прибытии или отправлении грузов (односторонний грузооборот).

Формула расчета грузооборота склада (Г ):

Г = Т обор / С ср,

где Т обор — товарооборот за определенный период, руб.;

С ср — средняя стоимость 1 т груза, руб./т.

Удельный грузооборот склада (эффективность полезной площади склада ) (Г уд ) — отношение грузооборота склада к полезной площади склада. Эта величина показывает, сколько тонн товара, прошедшего через склад, приходится на 1 м 2 полезной площади склада:

Г уд = Г / S пол.

Чем выше этот показатель, тем лучше работает склад.

Коэффициент неравномерности загрузки склада (К неравн. загр ) определяется как отношение грузооборота наиболее напряженного месяца (Г напр. мес) к среднемесячному грузообороту склада (Г ср/мес):

К неравн. загр = Г напр. мес / Г ср / мес.

Грузооборот наиболее напряженного месяца (декабря) составляет 10 000 т, среднемесячный грузооборот склада — 5000 т.

Коэффициент неравномерности загрузки склада:

10 000 т / 5000 т = 2.

Владельцу склада следует принять дополнительные меры, чтобы равномерно загрузить склад (нужно искать арендаторов площадей складов, менять логистику поставок и т. п.).

Продолжительность оборота склада (срок хранения ) показывает, через какое количество времени запас товарно-материальных ценностей на складе будет исчерпан (выражается в днях или долях года).

Оборачиваемость склада (коэффициент оборачиваемости грузов ) (К обор ) показывает, как часто содержимое склада полностью обновляется. Эта величина наиболее полно отражает интенсивность работы склада. Формула расчета:

К обор = Q отгр / (T × Q разм),

где Q отгр — количество продукции, отгруженной за период Т, т;

Q разм — общее количество продукции, которое можно разместить на складе, т.

За месяц (30 календарных дней) со склада отгружено 10 000 т продукции, а можно было отгрузить за этот период 20 000 т.

Соответственно, коэффициент оборачиваемости грузов (К обор):

10 000 т / (1 мес. × 20 000 т) = 0,5.

Чем выше данный коэффициент, тем выше интенсивность работы склада.

  • дефекты в изделиях;
  • неверная продукция;
  • неполная поставка;
  • поставка с опозданием;
  • преждевременная поставка.

Н. А. Дубинский,
доц., канд. техн. наук

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале

Понятие грузооборота

Методы расчёта грузооборотов

Раздел 1. Основная характеристика грузооборотов.

Раздел 2. Методы расчёта грузооборота.

Грузооборот - это экономический показатель работы транспорта (показатель объёма перевозок грузов), равный произведению массы перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки.

Основная характеристика грузооборотов

Грузооборот измеряется в тонно-километрах. Например, если разные суда перевезли в течение года 5 млн. тонн груза на среднее расстояние 150 км, то годовой грузооборот составляет 5 × 150 = 750 млн. тонно-километров.

Для определения грузооборота масса перевезенного груза в тоннах (отдельно по каждой партии груза) умножается на дальность перевозки и полученные произведения суммируются.

Показатель грузооборота используется в планировании и статистике для измерения производительности труда на транспорте (количество тонно-километров на одного работающего), себестоимость перевозок также определяется в расчете на 1 км, так как затраты на перевозку зависят от дальности ее и массы груза.

Для оценки деятельности предприятий транспорта показатель грузооборота не применяется, так как общество заинтересовано в наилучшем удовлетворении потребностей в перевозках при минимизации транспортных издержек, для этих целей используется показатель перевозки (отправки) грузов в тоннах, выручка от перевозок и др.

Распространение передового опыта, в том числе железнодорожников Белоруссии, позволяет увеличить объем полезной работы транспорта без увеличения численности работающих.

Для характеристики грузооборота государства, какой-то территории, определенного направления, реки и т.п. применяются и та и другая единица измерения. А для характеристики грузооборотов какого-либо транспортного узла, станции или иного транспортного объекта, в качестве измерителя применяется только тоннаж.

Грузооборот определяет уровень развития связей, развитие торговли, степень экономической активности в определенный период и т.д.

Единицей наблюдения в статистике перевозок грузов является отправка, т.е. партия груза, перевозка которой оформлена соответствующим документом (договором перевозки). Первичные документы на разных видах транспорта имеют различные названия:

дорожная ведомость – на железнодорожном и речном транспорте;

коносамент и манифест – на морском транспорте;

путевой лист и товарно-денежная накладная – на автомобильном транспорте;

сопроводительная ведомость – на воздушном транспорте.

Статистика перевозок грузов разработала систему показателей, которые обеспечивают возможность всесторонней характеристики работы каждого предприятия и единой транспортной сети страны. Эти показатели подразделяются на две группы:

объемные (суммарные);

качественные.

К объемным показателям статистики перевозок грузов относятся:

отправлено (отправление) грузов;

прибыло (прибытие) грузов;

перевезено (перевозка) грузов;

перевезено в прямом смешанном сообщении;

объем выполненной транспортной работы – грузооборот.

Грузооборот представляет собой объем работы при перевозке грузов, исчисляется суммированием произведений массы перевезенных грузов на расстояние перевозки в километрах (милях). Он является одним из основных показателей при оценке эффективности работы транспортного предприятия.

К качественным показателям статистики перевозок грузов относятся:

среднее расстояние перевозки в 1т груза;

средняя густота перевозок 1т груза;

средняя продолжительность перевозки 1т груза;

средняя скорость продвижения 1т груза.

Распределение грузовых перевозок между отдельными видами транспорта зависит от их особенностей и экономического преимущества. Например,

железнодорожный транспорт используется при перевозке больших объемов грузов на большие расстояния;

автомобильный транспорт – в городах и районах на короткие, а также на более дальние расстояния при перевозках ценных и скоропортящихся грузов;

морской транспорт – при перевозках массовых грузов в районах, тяготеющих к внутренним водным и морским бассейнам;

магистральные трубопроводы служат для перекачки газа и сырой нефти с промыслов на перерабатывающие заводы и для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления и терминалы;

воздушный транспорт используется при перевозке грузов на очень большие расстояния.

Железнодорожный транспорт.

В период остановки навигации на реках железнодорожный транспорт успешно заменяет водный транспорт. Большой объем товарооборота с другими странами осуществляется именно железнодорожным транспортом. А также он занимает I место среди других магистральных видов транспорта.

Автомобильный транспорт.

Автомобильный транспорт наиболее мобилен из всех видов транспорта. Он способен перевозить грузы, как дальние, так и на короткие. Недостатки – большая себестоимость и трудоемкость, высокий уровень загрязнения окружающей среды.


Трубопроводный транспорт.

Разнообразие трубопроводного транспорта в зависимости от видов транспортируемых продуктов вызывает необходимость применения группировки (классификации). Магистральные трубопроводы подразделяются на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы. Первые служат для перекачки сырой нефти с промыслов на перерабатывающие заводы. Вторые – для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления. Третьи – для транспортирования газа. В случае если продуктопровод строго специализирован для транспортировки какого-либо одного вида нефтепродукта, он называется соответственно: керосинопровод, бензин провод, маслопровод, мазут провод. Преимущество трубопроводного транспорта в том, что у него непрерывна транспортировка и не зависит от природных условий. Большой недостаток в загрязнении окружающей среды.

Морской транспорт.

Морской транспорт способен перевести любые грузы, любых видов и габаритов. В отличие от других видов транспорта, морским перевозят, главным образом, экспортные (46%) и импортные (70%) грузы. Недостатки: зависимость от погодных условий, потребность в дорогих портовых сооружениях и высокая доля расходов на начальные и конечные операции.


Внутренние водные пути.

К ним относятся: реки, озера, водохранилища, каналы, пригодные для судоходства. На внутренних водных путях движение судов допускается не по всей ширине, а только на путях, которые подготовлены для судоходства и которые обозначены навигационными знаками.

Статистический учет перевозок грузов на внутреннем водном транспорте выполняют предприятия внутреннего водного транспорта: порты, пароходства, судовые компании, а также предприятия других отраслей экономики, осуществляющие перевозную работу на коммерческой основе.

Воздушный транспорт.

Воздушным транспортом грузы перевозятся на очень большие расстояния, но этот вид транспорта значительно меньше, чем на другие, применяют для перевоза груза. Им перевозят, как правило, наиболее дорогостоящие грузы: драгоценные меха, дорогая одежда, оружие, медикаменты и т.д. Главное отличие авиации от других видов транспорта заключается в высокой путевой скорости и в большой беспосадочной дальности полета.




Методы расчёта грузооборота

Все расчеты заносятся в статистическую таблицу, которая называется статистическая группировка.

Статистическая группировка – позволяет дать характеристику размера, структуры и взаимосвязи изучаемых явлений, выявить их закономерности.


Методы для расчета:

Ряды динамики (абсолютные и относительные показатели, цепные и базисные и средние величины);

Выборочное наблюдение;

Показатели вариации (дисперсия);

Графическое построение (графики).

Абсолютные показатели – именованные числа, имеющие определенную размеренность и единицы измерения. Они характеризуют показатели на момент времени или за период. В зависимости от различных причин и целей анализа применяются натуральные, условно-натуральные, денежные и трудовые единицы измерения.

Абсолютный прирост – это разность между исследующим уровнем ряда и предыдущим (или базисным).

10. Грузооборот в %

Источники

Википедия – Свободная энциклопедия, WikiPedia

ekoslovar.ru – Экономический словарь

academic.ru – Словарь Академика

guskonstantin.narod.ru – Статьи

bank24.ru – Словарь экономических терминов

kgau.ru – Учебно-методический комплекс

Цель занятия – ознакомление с методами определения объема грузооборота перевозок грузов, а также построения эпюр грузопотоков.

Основные теоретические положения и порядок выполнения работы

Объем перевозок - это количество груза, которое было перевезено или планируется к перевозке за определенный промежуток времени, определяется в тоннах.

Грузооборот - определяет выполненную транспортную работу по перемещению груза за определенный промежуток времени, определяется в тонно-километрах.

Грузопоток - это объем грузов, который двигается в данном направлении за некоторый промежуток времени между грузообразующими и грузопоглощающими пунктами. Прямым условно считается направление грузопотоков, которое имеет большую величину.

Объем перевозок, грузооборот и грузопоток характеризуются:

    величиной;

    структурой грузов (определяется их видами);

    временами освоения (включает дату начала, окончания и темпа перевозки);

    неравномерностью (определяется как отношение максимального значения показателя к его среднему значению – формула (1.25)).

Неравномерность грузопотоков ухудшает использование подвижного состава, производственных помещений и оборудования транспортных предприятий. Однако она может быть устранена путем совершенствования планирования, образования запасов, рационального размещения составов, своевременной переработки грузов.

На рисунке 1.1 представлена эпюра грузопотоков в прямом и обратном направлениях. Грузопоток также может быть представлен в табличной форме (табл. 1.1).

Таблицы и эпюры грузопотоков могут складываться отдельно по видам грузов и суммарно.

Грузопоток (грузооборот) пункта транспортной сети измеряется количеством грузов, которые прибывают и отправляются. Отличают местный грузооборот пункта - количество груза, который прибывает для использования и отправляется после производства груза; и транзитный.

Рисунок 1.1 – Эпюра грузопотоков.

Таблица 1.1 – Объемы перевозок, т.

Грузополучатели

Грузоотправители

Грузопоток и грузооборот участка транспортной сети характеризуется количеством грузов, которые проходят по ней в обоих направлениях, а также объемом транспортной работы. Грузооборот и грузопоток участка рассчитывают, используя предварительно построенную картограмму грузопотоков (формулы (1.18) – (1.20) и (1.21) – (1.23)).

В качестве исходных данных для выполнения практической работы принимается последовательность из четырех погрузочно-выгрузочных пунктов А-Б-В-Г, между которыми осуществляется грузообмен (рис. 1.2).

Рисунок 1.2 – Участок транспортной сети.

Расчет основных показателей грузообмена в границах заданной транспортной сети осуществляется по нижеприведенным формулам.

1) Грузопотоки в направлении А-Г:

Q А-Г = Q А-Б + Q Б-В + Q Б-Г + Q В-Г + Q А-В + Q А-Г . (1.1)

2) Транспортная работа в направлении А-Г:

Р А-Г = Q А-Б L А-Б + Q Б-В L Б-В + Q В-Г L В-Г +

+Q А-В L А-В + Q Б-Г L Б-Г + Q А-Г L А-Г (1.2)

В направлении Г-А грузопотоки и транспортная работа определяются аналогично направлению А-Г.

3) Суточный объем перевозок грузов:

Q = Q прям.напр. + Q обратн.напр. (1.3)

где Q прям.напр. = Q А-Г ,

Q обратн.напр. = Q Г-А .

4) Суточная транспортная работа:

Р = Р прям.напр. + Р обрат.напр. (1.4)

где Р прям.напр. = Р А-Г ,

Р обрат.напр. = Р Г-А .

5) Среднее расстояние перевозки 1т груза:

Lср = Р/ Q (1.5)

6) Количество груза в тонах, которое отправляется из каждого пункта:

Q из А = Q А-Б + Q А-В + Q А-Г (1.6)

Q из Б = Q Б-А + Q Б-В + Q Б-Г (1.7)

Q из В = Q В-А + Q В-Б + Q В-Г (1.8)

Q из Г = Q Г-А + Q Г-Б + Q Г-В (1.9)

7) Общее количество груза по отправлению:

Q отправ. = Q из А + Q из Б + Q из В + Q из Г (1.10)

8) Количество груза в тонах, которое прибывает в каждый пункт:

Q в А = Q Б-А + Q В-А + Q Г-А (1.11)

Q в Б = Q А-Б + Q В-Б + Q Г-Б (1.12)

Q в В = Q А-В + Q Б-В + Q Г-В (1.13)

Q в Г = Q А-Г + Q Б-Г + Q В-Г (1.14)

9) Общее количество груза по прибытию:

Q приб. = Q в А + Q в Б + Q в В + Q в Г (1.15)

10) Количество груза, который проходит транзитом через каждый пункт:

Q тр Б = Q А-В + Q А-Г + Q В-А + Q Г-А (1.16)

Q тр В = Q А-Г + Q Г-А + Q Б-Г + Q Г-Б (1.17)

11) Объем перевозок груза на каждом участке транспортной сети:

Q А-Б = Q А-Б + Q Б-А + Q В-А + Q А-В + Q А-Г + Q Г-А (1.18)

Q Б-В = Q Б-В + Q В-Б +Q Б-Г + Q Г-Б + Q А-В + Q В-А + Q А-Г + Q Г-А (1.19)

Q В-Г = Q В-Г + Q Г-В + Q А-Г + Q Г-А + Q Б-Г + Q Г-Б (1.20)

12) Грузооборот на каждом участке транспортной сети:

Р А-Б = L А-Б ∑Q А-Б (1.21)

Р Б-В = L Б-В ∑Q Б-В (1.22)

Р В-Г = L В-Г ∑Q В-Г (1.23)

13) Общий объем перевозок на всех участках дороги:

Q общ = Q А-Б + Q А-В + Q А-Г + Q Б-А + Q Б-В + Q Б-Г + Q В-А + Q В-Б + Q В-Г +

+ Q Г-А + Q Г-Б + Q Г-В (1.24)

14) Коэффициент неравномерности перевозок на каждом участке пути:

(1.25)

где Q ij max – максимальное значение из составляющих объема перевозок на участке i - j ;

Q ij ср – средний объем груза, перевозимого на участке i - j .

ЗАДАНИЕ к практической работе №1

1) Выполнить расчет грузопотоков и транспортной работы в направлениях А-Г и Г-А.

2) Выполнить расчет суточного объема перевозок грузов и транспортной работы.

3) Выполнить расчет среднего расстояния перевозки 1т груза.

4) Выполнить расчет количества груза в тонах, которое отправляется из каждого пункта, а также общего количества груза по отправлению.

5) Выполнить расчет количества груза в тонах, которое прибывает в каждый пункт, а также общего количества груза по прибытию.

6) Выполнить расчет количества груза, который проходит транзитом через каждый пункт.

7) Выполнить расчет объема перевозок груза и грузооборота на каждом участке транспортной сети.

8) Выполнить расчет общего объема перевозок на всех участках дороги и коэффициента неравномерности перевозок на каждом участке пути.

9) Построить эпюру грузопотоков.

Исходные данные для выполнения практической работы приведены в приложении А.

Результат работы представляется в виде выполненных расчетов и составленной эпюры грузопотоков.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

Новые уловки телефонных мошенников, на которые может попасться каждый

Грузооборот

Грузооборот - показатель объема работы, выполненной грузовым транспортом. Измеряется в тонно-километрах (ткм) (работа транспорта по перевозке 1 т груза на расстояние 1 км).

Для определения грузооборота масса перевезенного груза в тоннах (отдельно по каждой партии груза) умножается на дальность перевозки и полученные произведения суммируются.

Показатель грузооборота используется в планировании и статистике для измерения производительности труда на транспорте (количество тонно-километров на одного работающего), себестоимость перевозок также определяется в расчете на 1 ткм, так как затраты на перевозку зависят от дальности ее и массы груза.

Для оценки деятельности предприятий транспорта показатель грузооборота не применяется, так как общество заинтересовано в наилучшем удовлетворении потребностей в перевозках при минимизации транспортных издержек, для этих целей используется показатель перевозки (отправки) грузов в тоннах, выручка от перевозок и др.

Распространение передового опыта, в том числе железнодорожников Белоруссии, позволяет увеличить объем полезной работы транспорта без увеличения численности работающих.

F1 = 60 ∙ Т

где Т – годовой грузооборот, т/год

При построении графика функции F2 - величина условно-постоянных затрат принимается равной 500 тыс. руб./год.
График функции (Z) строится на основании тарифной ставки за хранение товаров на наемном складе.

Зависимость (Z) (зависимость затрат по хранению товаров на наемном складе от объема грузооборота) определяется по следующей формуле:

(Z) = p Sн 365

где – p = 5 руб.суточная стоимость использования грузовой площади наемного склада (тариф на услуги наемного склада);
365 – число дней хранения на наемном складе за год.
Расчет потребной площади наемного склада выполняется по формуле:
Sн = (З Т) / (Д Н)

где – потребная площадь наемного склада, кв.м.;
З - размер запаса в днях оборота = 80 дней;
Д - число рабочих дней в году = 250;
Н - нагрузка на 1 кв.м. площади при хранении на наемном складе, т/кв.м. = 3 тонны

Для построения графика функции принять следующие значения входящих в формулы показателей:

График функции строится из предположения, что она носит линейный характер. Имеем:


грузооборот в год (Т), тонны F1, руб F2, руб F3, руб Z, руб
0,00
0,11
0,21
0,32
3,65 0,39
3,711 222,66 722,66 0,40 722,4
4,1 0,44
4,2 0,45
4,3 0,46
4,4 0,47
4,5 0,48
0,53
0,64
0,75
0,85
0,96
1,07

Рисунок 3. График грузооборота безразличия

Задача 2. Рассчитать суммарную эффективность от применения складской формы поставки материалов при известных данных. Годовая потребность в материалах 500 тыс. шт., число рабочих дней в году 240, Цена единицы материала 315 руб.. Производственный запас в днях до начала применения складской формы составлял 17 дней, после начала применения сократился до 8 дней. Коэффициент эффективности капитальных вложений 0,27. Суточные расходы по хранению единицы запаса составляют 30% от его цены. Капитальные вложения на 1 тонну хранимого груза 45 руб.



Задача 3. Компания решила использовать склад для расширения рынка сбыта. Руководство предполагает, что годовой грузооборот склада составит 350тыс. тонн при среднем сроке хранения запасов 15 дней. Число рабочих дней в году 268, нагрузка на квадратный метр площади склада 1,5 тонны. Определите целесообразность приобретения компанией собственного склада, если стоимость использования одного квадратного метра площади наемного склада в сутки составляет 4,5 руб. Постоянные затраты, связанные с функционированием собственного склада составляют 1700 тыс. руб.в год. Переменные затраты на единицу хранимого груза 27 руб. Рассчитайте срок окупаемости собственного склада, если затраты на его строительство составляют 5320 тыс. руб.